СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Новая российская школа


10 или 12 лет обучения в школе?

Источник: Голос Армении, 28 августа

Грань экзистенциальной проблемы

12 лет в школе, это замечательно! Этот срок предоставляет отличные возможности для идеального планирования распределения учебного материала в соответствии с возрастными, от года к году меняющимися, научно изученными, особенностями восприятия людей, которые в течение этих 12-и лет под чутким высокопрофессиональным руководством проходят стадии ребёнок, подросток, отрок, (отроковица) юноша, девушка, (а иногда и женщина, мать). Разбитие этого срока на три продуманных отрезка, ступени обучения, делает осуществимой вековую мечту прогрессивного человечества – предоставить обучаемому возможность своевременно определиться, до какой ступени продолжать обучение и с какой профессиональной ориентацией.
Введение 12-и летнего срока сводит на нет проводимые последовательно в течение ряда лет действенные усилия по решению копившихся в образовании проблем, и ставит новые, неразрешимые. Например, выполнение воинской повинности, возрастной ценз которой остаётся, естественно, неизменным, непосредственно стыкуется с окончанием школы и юноши, имеющие призвание и склонность к продолжению образования, занятиями наукой, художественным и другим творчеством, начисто лишаются этой возможности. Все причастные люди знают, что после армии это всё, как говорится, «не то». При 10-и летнем срока была отличная «пауза» в два года, предоставляющая возможность тем, кто хочет и может учиться дальше, сделать две попытки поступления в высшее учебное заведение, причём именно две необходимы, чтобы исключить неизбежный при одной попытке элемент случайности и достаточны, чтобы и претенденту, и обществу стало ясно, что это не тот случай, когда уход в армию с последующим, естественным, снижением степени готовности к обучению был бы невосполнимой потерей для личности и общества. Что касается девушек, у них была возможность выбора времени перехода в замужнее состояние или продолжения образования, не скованная, как при 12-и летнем сроке, перспективой выходить к доске беременной.
Содержания первого и второго абзацев кажутся автору одинаково убедительными или одинаково неубедительными. И тот, и другой – глупости, изложенные намеренно косноязычно, чтобы язык был бы адекватен тексту. Автор мог бы продолжить наполнять и первый, и второй абзацы похожими «глубокомысленными рассуждениями». Автор, и, наверное, читатели слышали, говорили и читали множество похожих или напоминающих словосочетаний.
Всё это разговоры не по теме: сущность вопроса «10 или 12 лет» лежит в совершенно другой плоскости, в другом измерении, ни один из признаков которых не затрагивается, не упоминается ни в хорошо, ни в плохо сформулированных pro и contra. Этот вопрос – видимая глазом и ощущаемая кожей пена и брызги на поверхности мощного течения. Течение может обогреть континент, но этого не видно, мы видим пену и ощущаем брызги. Течение может подмыть и обрушить часть берега, это так же невозможно увидеть, т.к. наблюдатель пойдёт на корм рыбам. Другая аналогия. Соотношение плотностей воды и льда таково, что над водой видна одна десятая часть айсберга. Титаник потопила подводная часть айсберга. Надводная его часть усыпала некоторые палубы обломками льда, с которыми в первые минуты после столкновения игрались некоторые из ещё не забравшихся в постели пассажиров.
Аналогии – в сторону. Они приведены, чтобы напомнить, что невидимое может быть важнее видимого, глубинное – важнее поверхностного.
Есть основания считать, что муссируемые в Республике Армения (и РФ) вопросы типа «10 или 12», «оптимизации», «приближение к стандартам Евросоюза» и другие являются поверхностными проявлениями серьёзных, определяющих будущее проблем. То общество, в котором мы жили, разрушено. Новое – только строится. Сила, которая разрушила дом, в котором мы жили, была бы бессильной (каламбур), если бы ей не помогали, так или иначе, я и многие из читателей ГА. Если бы разрушители не были уверены в нашем сочувствии, следовательно, в соучастии, «процесс бы не пошёл». Я и многие из читателей ГА, сидя по своим отапливаемым кухням, и ругая наш дом, создали предпосылки его разрушения. Так давайте сейчас в наших не отапливаемых кухнях подумаем, в каком обществе мы хотим жить, в какое общество нас ведёт вся та же сила, имея в виду, что в случае массового неприятия, «процесс не пойдёт». Речь идёт не «сопротивлении», «борьбе». Точнее об эффективнейшем способе сопротивлении, борьбы – глубоком внутреннем неприятии. То, что «варится» внутри нас – большая сила, СССР не был бы побеждён и разрушен без неосознаваемой нами, но осознанной и включённой разрушителем в свои расчёты, нашей поддержки.
Призываю не размениваться на мелочи, не давать втягивать себя в болтовню о поверхностных вещах, о пустяках. Одно, кажущееся мне интересным, наблюдение. Один мой друг с середины прошлого века, умница, ныне один из лучших профессоров Университета (настоящего, а не одного из самодельных), дал себя втянуть в словоблудие об упомянутых псевдовопросах. Здесь я обращаюсь к нему и к другим, призывая задуматься. Я буду рад такому результату опубликования этого текста: читатель выбросит прочитанное из головы и задумается сам. Исхожу из уверенности, что среди читателей подавляющее большинство умнее, глубже меня, но не задумывались.

Вопрос «10 или 12» является маленькой частью, одной из граней, общей проблемы. Проблемы экзистенциальной, а не практической, научной или методической. Проблемы, относящейся к сущности человека, его месту в мире. Проблемы выбора между «цивилизованным гражданским обществом» и «традиционным обществом».

Сначала про эти вошедшие в обиход термины. Классификация стран и обществ по политическому устройству или конфессиональной принадлежности давно всем осточертела. Капитализмы, социализмы, католицизмы, мусульманизмы и т.п. насчитываются дюжинами штук каждый. Любая классификация, животных, книг, стран и т.п. изначально условна т.к. творец и тех, и других, меньше всего заботился об удобстве классификаторов. Деление обществ на «традиционные» и «цивилизованные гражданские» также условно, - в каждом из них присутствуют элементы другого.
Традиционное общество (далее ТО) это то, где считается, что солидарность между людьми, их взаимопомощь, как на уровне семьи, так и на уровне всего общества, выгоднее, чем их конкуренция и борьба всех против всех. Традиционными являются общества в Японии, Иране, Сербии, Китае, Палестине, Армении. Традиционным было общество в СССР. Обычно, в качестве примера такого общества чаще всего приводят Японию, потому что она богата и на ней нет клейма изгоя, как на Иране, Ираке, Сербии. (Кем и зачем поставлено клеймо – это отдельный вопрос).
Цивилизованное гражданское общество (далее ЦГО), это то, где приоритетны права каждого человека. Области реализации прав разных равноправных людей, естественно, пересекаются. В таком обществе считается, что конкуренция между людьми, начиная с уровня детей в семье, является мощнейшим стимулом прогресса, развития. Возникает борьба всех против всех. Поэтому в таком обществе жизненно необходим механизм принятия «правильных» решений, регулирующих эту борьбу, устанавливающий, так сказать, правила борьбы. Характерным примером можно считать США.

Описанные два типа общества отличаются друг от друга, в первую очередь, своей антропологией, т.е. представлением о том, что такое человек, его местом в мире, соотношением с природой.

В ЦГО человек это независимое от других существо, вступающее с другими в отношения, диктуемые выгодой, соперничеством и т.п. (Из наиболее зримых проявлений этого свойства – отец даёт сыну в долг под проценты или сын судится с отцом). Каждый располагает самим собой по своему усмотрению, без зависимости от другого и без опоры на другого. (В ТО каждый принадлежит частично семье, обществу, народу). В ЦГО на рынок в качестве товара выносятся сущности, которые по своей природе товарами быть не могут, - деньги, рабочая сила и земля. Каждый является и товаром (рабочая сила), и хозяином, и продавцом этого товара. Если товар не востребован, тем хуже для его хозяина, ни он, ни его дети никого не интересуют. Если ребёнок умер от голода, можешь скормить его оставшимся, это дело свободного человека. Соображения морали играют подчинённую роль. Сформировалось непоколебимое убеждение: уплатив налоги, я ничего не должен правительству, а оно – мне. В ЦГО уровень безработицы, т.е. беды, планируется специалистами. Ограбление целых стран не считается таковым. (Экспонаты Британского музея все до единого украдены или отобраны у владельцев силой). В ЦГО человек вне природы, над ней. Время и пространство – категории неинтересные. Паровоз, почта и телефон, потом самолёт и интернет умаляют роль пространства. Времена года практически неразличимы, зима отличается от лета практически тем, что зимой в автомобиле включается печка, а летом - кондиционер. В ЦГО мир – это механизм, а человек – его часть.
В ТО, являющимся наследником, развитием крестьянских сообществ, человек множеством нитей связан с другими людьми. Отношения родства, соседства, землячества и т.п., так или иначе, сказываются. Существуют не всегда оформленные в виде правовых актов, но не менее обязательные (и, конечно, часто нарушаемые) «правила игры», обычаи, апеллирующие больше к морали, чем к непосредственной, сиюминутной, выгоде. Сказки, притчи, поговорки и т.п. являются обиходными, а не только предметом изучения специалистов. Сохраняются практически без изменений многовековые привычки. (В Армении это матах, вардевар, трндес и т.п.). В ТО существует непоколебимое убеждение, что государство, общество ответственны за судьбу каждого. Не могу не привести характернейший пример из наблюдений в современной России, - манифестация людей, которым не платят зарплату, под лозунгом: «Наши дети голодают!». Казалось бы, что сейчас, «при демократии», вопрос должен был быть поставлен совершенно иначе: Мы и работодатели вступили в определённые договорные отношения. Мы выполнили свою часть договора, пусть другая сторона выполнит свою. Причём здесь степень сытости детей и кого бы то ни было? Здесь, как в капле воды Солнце, отражается сохранившееся мировосприятие человека ТО, представление, моя боль – это не только моя боль. Общественный договор, которым скреплено ТО, предполагает не эквивалентный обмен между людьми, а множество взаимозависимостей – долг, любовь, служение и другие не продаваемые и не покупаемые вещи.
Человек ТО не утратил восприятия Космоса. Не того космоса, который «покоряют», а того Космоса, который воспроизводится в каждом человеке и в каждой былинке. Ощущение Космоса, именно ощущение, не зависящее от степени начитанности, пронизывает мировосприятие человека ТО, а от мировосприятия зависит степень предрасположенности к тому или иному миро устройству. Механистическое мировосприятие не годится для человека ТО.
Это – о типах общества.

Тип школы является производным от типа общества.

Школа, в отличие от других институтов общества, не только им определяется, но и готовит, созидает его. В этом смысле изолированное от главных аспектов рассмотрение вопроса «10 или12» является заблуждением одних людей и целенаправленным обманом со стороны других людей. Прежде всего, надо определиться в ответе на вопрос, хотим ли мы единой для всего общества школы, или, как на «западе», раздвоённую, разделённую социально школьную систему, направляющую поток детей в два не пересекающиеся в дальнейшем «коридора», один – для будущих хозяев жизни, другой – дли их обслуги. Хотим ли мы продолжить традицию античной, армянской школы, имеющей целью, пусть не всегда достигаемой, развивать богоданную способность рассматривать всякую проблему как принципиальную, стремиться к упорядочению мозаики, хаоса опыта. Хотим ли мы давать общее среднее образование университетского типа, или хотим, чтобы было, как сейчас в Америке, где «биолог» владеет математикой на уровне пользования калькулятором, а «математик» слышал слово «клетка» только в зоопарке. (При выборе между последними вариантами надо учесть, что нам не на что покупать мозги, надо обходиться своими). Хотим ли мы, чтобы люди с высшим образованием были известными нам по “западным” образцам крупными “специалистами по левой стороне моста”, которые работают в паре со “специалистами по правой стороне”. (Это не шутка – примеров сколько угодно).
С вопросом о выборе типа школы тесно стыкуется вопрос о соответствующих названиях. Название явления или вещи – это очень важно! “Киллер”. Это что-то вроде брокера или токаря. “Наёмный убийца”. За этим словом тянется шлейф наших фундаментальных представлений о жизни и смерти, о найме и т.д. и т.п. Казалось бы, замена одного слова другим, но как много это значит для общественного восприятия явления! Я не прочь бы попробовать себя в качестве брокера или киллера, но быть убийцей по найму – нет! Бакалавр, это что? Это как то связано с обучением, или это разновидность сексуальной ориентации, или это должность, или это национальность? А может, это что-то вроде кентавра? Колледж, лицей, что это такое в Ереване и чем они отличаются друг от друга? Никто из моих знакомых не знает. Любое слово языка это не изолированный объект. Для владеющего языком с каждым словом неразрывно сцеплено множество мыслей и представлений. Произнесите про себя любое слово и прислушайтесь к себе. Использование слов типа “бакалавр” это заблуждение со стороны одних людей и целенаправленное мероприятие со стороны других. Устраивают ли нас их цели, наши ли с вами эти цели? Об этом необходимо задуматься.
Таким образом, слова, которые используются при обсуждении вопроса “10 или 12 обучения в школе” это пузырьки, которые булькают на поверхности серьёзной, экзистенциальной, проблемы.
Текст не закончен. Он и не может, не должен быть закончен, т.к. он не преследует цель “дать рецепт”, вынести вердикт.
Его цель – привлечь внимание к проблеме.

Преподаватель физики и математики Левон Григорян. E-mail: grig@web.am

 

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog