СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Новая российская школа


Новая русская школа в Латвии - опыт гимназии "Золитуде"

"Суббота", март 2003

Русская модель

Александр ГАВАРТИН, Марис МОРКАНС (фото)


Особо рекомендуется для прочтения учителям и родителям

О русских школах в Латвии принято писать с оттенком истерики. Не в действительном залоге, а в страдательном. Учителя нищенствуют. Пушкин, солнце русской поэзии, закатывается в наших широтах навсегда. Впереди маячит призрак евростерильности.

Сомнительно, что сложнейший организм, каковым является школа (здоров он или болен), функционирует на столь примитивном уровне. Не все подопытные. Должны быть и опытные. С этим «Суббота» и начинает серию специальных репортажей. В качестве первой школы мы выбрали самую обыкновенную - русскую гимназию «Золитуде». Обыкновенная не значит заурядная. У школы есть свой план выживания и даже активной конкуренции.

Политинформация

Прошлогодние данные рисовали такую картину. Против официальной версии реформы образования выступили 51 процент русских учителей, 38 процентов родителей и лишь 15 процентов самих учащихся. Теперь иначе. Под прессингом будущего года школьники, прежде равнодушные к делам отдаленного будущего, как бы разом очнулись.

Последние опросы в русских школах показывают, что от 75 до 90 процентов учеников и их семей отвергают механический переход на латышский язык. Сама же необходимость его изучения сомнений не вызывает. Вопрос в методике. Таково общественное мнение. Власти впали в озабоченность и срочно перепроверяют цифры. Данные до конца не обработаны, но тенденция совпадает.

В конце февраля министерство науки и образования проверило готовность школ к реформе. Грубая оценка такова: 11 процентов школ готовы; 13 процентов не имеют шансов уложиться в срок. Наиболее влиятельные заняли выжидательную позицию: мол, готовимся потихоньку. Планы, которые не афишируются, разделились поровну. Одни школы лоббируют «долгосрочную» идею: все так, но слишком рано начинаем. Другие - «методическую»: начинаем вовремя, но не так.

А МОГУТ ЛИ РУССКИЕ ШКОЛЫ ВООБЩЕ ВЛИЯТЬ? ДА, МОГУТ!

Напомним суть реформы. Закон об образовании, который VI Сейм протащил напоследок в октябре 1998 года, - бесспорно, решение политическое. Отбросив декларативную часть, его можно свести к одному предложению. С 1 сентября 2004 года русские школы переходят на обучение В ОСНОВНОМ на латышском языке.

Детали переданы на откуп министерству науки и образования. Не царское, мол, дело в мелочах ковыряться. Депутаты лукавили. Реформа была готова и одобрена, но не имела ни сроков, ни статуса закона.

В окончательном варианте 75 процентов предметов в старших классах должны преподаваться на латышском, до 10-го приемлема билингвальная форма (урок попеременно на двух языках). Закон превратил отдаленные намерения в срочную директиву. Но конкретное решение (что именно означает злосчастное «В ОСНОВНОМ») по-прежнему остается за министерством. Похоже, оно в замешательстве.

В сложившейся туманной ситуации роль школ, имеющих четкую программу действий, трудно переоценить. Гимназия «Золитуде» - одна из них.

Арифметика

Гимназия входит в пятерку крупнейших русских школ Латвии. В ней 1403 школьника, 119 учителей и 57 технических работников. В штате состоят и руководители 19 кружков, секций и факультативов. На выпуске - три 12-х класса (это, собственно, и есть гимназисты) и семь 9-х. В прошлом году 95,3 процента выпускников поступили в высшие учебные заведения. Обучение - бесплатное. Кружки, клубы, спорт, бассейн - тоже, но только для учащихся. Это открытые и доступные данные.

В отличие от зарплат учителей. Не называя цифр, они подчеркивали, что дорожат работой здесь, получить ее далеко не просто. Впрочем, гимназия «Золитуде» не оазис в пустыне. В Латвии еще два десятка крепких русских школ, принимающих на работу по конкурсу. В педагогической среде учебные заведения однозначно выстроены в иерархию. В одни стремятся, из других бегут. Конкретики учителя опять же избегали (по стилю общения с прессой они сродни дипломатам и полицейским). Но вернемся к гимназии. С первых шагов стало ясно:

МИФ О ТОТАЛЬНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ РУССКИХ ШКОЛ ЛАТВИИ СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕН.

Вопреки ожиданиям, типичного интерьера «богоугодных заведений» мы не увидели. Гимназию недавно отремонтировали - добротно, но без излишеств. Кроме, пожалуй, спортзала, двух бассейнов и балетной студии, выполненных по последнему писку. (Ремонт, заметим в скобках, - точнейший индикатор состояния дел. Чувствовалось, что деньги есть, но их считают.) И последняя цифра. Пользуясь моментом, фотограф помчался в школьную столовую, где взял полный обед. Он обошелся в 72 сантима.

Обществоведение

Можно возразить: еще бы! Выхватили из контекста богатую и престижную школу и теперь обобщаете. Но кто знал, что гимназия на окраине таковой окажется? Во-вторых, не грех разобраться, на чем благополучие основано. 10 лет назад русские школы начинали на равных. И сейчас с позиций финансирования - на равных. И главное. Элитарная школа - заведение изначально сословное и платное. Гимназия «Золитуде» открыта и бесплатна. В том и парадокс. Означает ли это, что всякий может стать гимназистом? Начнем с того, что школам даны гораздо более широкие полномочия, чем казалось бы.

ЛЮБОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВПРАВЕ РАЗРАБАТЫВАТЬ СВОИ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКИ, УСТАВЫ И ПРИНЦИПЫ.

Разумеется, при условии лицензирования в министерстве, что, как выяснилось, не проблема. Скорее цепочка формальностей. Гимназия «Золитуде» активно этим правом пользуется.

Школа организована по принципу классической немецкой гимназии. В середине 90-х директор Светлана Ивановна Семенко стажировалась в Магдебурге и Дессау. Немецкая школьная система считается одной из самых демократических и в то же время методически строгой. Поясним на примере гимназии.

По сути, в одном здании - две школы: основная (девять классов) и гимназия (10-12-е классы). На старте все ученики на равных. В первый класс может поступить любой ребенок, не только живущий в районе. После шестого школьники проходят серьезный тест. Способные поступают в прогимназию, остальные - в классы основной школы. В Германии - для сравнения - ученики распределяются на три потока: будущие гимназисты, «реалисты» (реальное училище - аналог техникума) и ремесленники. Решение немцы принимают окончательное. В Латвии мягче. Выпускники основной школы также вправе поступать в гимназию.

С другой стороны, не каждый прогимназист туда попадает. Уровень приемных экзаменов очень высок. В расчет берется и лояльность к учебе. Так в последних классах складывается интеллектуально равное сообщество. «Комфортно учиться» - ключевая фраза всех старшеклассников. Несомненно, в немецкой схеме кроется высшая социальная справедливость.

У БЕДНОГО, НО ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА БОЛЬШЕ ШАНСОВ ПОЛУЧИТЬ БЛЕСТЯЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЧЕМ У ПОСРЕДСТВЕННОГО, ПУСТЬ И ПРИ СРЕДСТВАХ.

Противники системы обвиняют ее в IQ-расизме (IQ - коэффициент умственного развития). В отличие от бывшего всеобуча, ресурсы перераспределяются в пользу способных за счет средних. Отсюда и эффект. У богатых родителей есть альтернатива - платные заведения. Остальные после 9-го класса вынуждены распрощаться с благополучной школой.

«В идеале общество должно предоставлять равные возможности. Но даже идеальное общество не в силах гарантировать равные результаты». Высказывание принадлежит Иоганну Фридриху Гербарту (1776-1841), знаменитому педагогу, философу, основоположнику немецкого классического образования.

Латышский язык

В политической колоде это козырной король. У гимназии «Золитуде» свой козырь - практическая модель билингвального образования. Гимназисты, подавшие документы в вузы Латвии, с легкостью туда поступают. По сути, школа провела собственную реформу латышского языка. Напомним, что министерством науки и образования разработаны четыре модели билингвального преподавания (а не одна, как пишут газеты). Гимназия «Золитуде» получила лицензию на собственную систему - настолько удачную, что многие русские школы используют ее как прецедент, возражая против «механического» закона.

Потребовалось менее часа для того, чтобы убедиться: русский и латышский звучат в школе наравне. В старших классах в ходу и английский. Половина гимназистов включают в личную программу немецкий или французский, а то и оба языка сразу. Происходит это, по их словам, естественно.

Это, так сказать, аверс медали. А что с оборотной стороной - поглощением русской культуры? Преамбула реформы образования и в самом деле настораживает. Цитируем: «Сложилась неблагоприятная этнодемократическая ситуация». Задача - увеличить число жителей, «идентифицирующих себя как латышей». Самое время вспомнить о Пушкине. Как бы цинично ни звучало,

СОЛНЦЕ ПОЭЗИИ НЫНЧЕ - ПРЕДМЕТ ТОРГА. ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ РУССКИЕ ШКОЛЫ ПРЕДЛАГАЮТ ОБМЕН - ЛАТЫШСКИЙ РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК НА РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ.

Понятно, что слово «ассимиляция» в Законе об образовании не упоминается ни разу. Мы входим в Европу, где конкуренция между народами, мягко говоря, не поощряется. Реформа 2004 года формально переводит русские школы «в плоскость чисто языковой проблемы изучения нелатышами латышского». Гимназия утверждает, что работает в этой плоскости вот уже четыре года - без всякой политической опеки. Ответное требование элементарно - свобода преподавания классических русских дисциплин.

Пока кончилось тем, что в начале декабря министр науки и образования Карлис Шадурскис выступил с публичными разъяснениями. На русском языке в старших классах будут преподавать треть предметов. Свобода языка сохраняется и за факультативами. «Возможные проблемы будут обсуждаться конкретно с каждой школой», - чуть завуалированно обещал министр. В любом случае заявление заметно расширяет полномочия русских школ. Думается, не без их прямого влияния.

Основы бизнеса

Есть и такой предмет в гимназии. Директор уверена, что рассуждать о нищете школ можно с тем успехом, что о бедности вообще. Одни процветают, другие нуждаются - законы экономики вездесущи. Специфика школ в том, что они бесприбыльные организации, полностью прозрачные в финансовом отношении. Поэтому личность руководителя выходит на первый план. Президента фирмы часто страхуют ее учредители. Директор школы работает без страховки.

На первый взгляд, источники «богатства» очевидны - бюджетные ассигнования. Но это прожиточный минимум. На предмет ремонта или компьютеров существует целая наука убеждать. Размеры пирога ограничены. Коллективы, часто меняющие руководство, похоже, обречены. Высшее школьное сообщество подобно дипломатическому корпусу зиждется на личной репутации. К новичкам присматриваются годами. В этом среди директоров латышских и русских школ царит полное единодушие.

В интересах гимназии выстроена целая система. Классы, бассейны, сауна, спортзалы во внеурочное время сдаются в аренду. Бесплатные для школьников секции и языковые группы вечером переходят на коммерческую основу. У себя в районе гимназия «Золитуде» с годами превратилась в своеобразный Дворец культуры. Около восьми вечера мы этаж за этажом обошли всю школу на предмет, что там «шевелится».

Жизнь кипела. Одновременно занимались секция каратистов, балетная студия, автошкола, в большом спортивном зале играли в баскетбол, в бассейне плавали с полсотни подростков, в компьютерных классах работали программисты, в языковом - изучали немецкий, съехались редакторы школьных газет (крик стоял на два этажа), с гимназистами беседовал священник отец Владимир. Дважды во время «инспекции» нас перехватывали полисмены. Спрашивали: кто такие, зачем болтаемся? Удостоверения прессы их не удовлетворили. От кары спас запрос по рации.

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ЛЮБАЯ ШКОЛА - БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ МЕЛКОГО БИЗНЕСА. ЛЕЗУТ ВСЕ.

Выходит, задача директора не только прокормить школу, но и сделать это достойно, оградив от «торговцев в храме». Баланс тонок. Как, впрочем, и финансовые отношения с родителями. Родительский фонд гимназии напоминает депозитный сейф с двумя ключами. Один ключ у школы, другой - у искушенного в бизнесе выборного отца одного из школьников. Отчисления таковы: два лата в месяц школа, до шести гимназия.

Фонд работает по принципу накопительного страхования. На эти деньги разом закупаются учебники. Поначалу родителям долго приходилось объяснять, что лучше платить 24 лата постепенно, чем выложить 40 и сразу. Сегодня таких проблем нет. Как нет в гимназии и учеников без книг. Неимущие родители от платежей освобождены.

Просто урок

Вроде бы складывается оптимистическая картинка. Мы имеем прецедент хорошей русской школы. С точки зрения английского судебного права вполне достаточно, чтобы распространить его на все случаи жизни. Но мы не в Англии и далеко не судьи. Пока неясно, в какой степени гимназия «Золитуде» является правилом, в какой - исключением. Серия публикаций будет продолжена. Действительность же в том, что

ЛАТЫШСКИХ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ БОЛЬШЕ, РУССКИХ ВСЕ МЕНЬШЕ. ПРИЧЕМ С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ УСКОРЕНИЕМ.

Так что для конкуренции на равных русские школы Латвии должны быть чуть сильнее, чуть богаче. В этом и кроется политика. Вряд ли от нее можно уйти.


__________________

К снимкам:

1. Директор Светлана Ивановна СЕМЕНКО и Марина Вячеславовна ГУСЕВА, самая молодая завуч. Всего семь лет назад их связывали отношения учительницы и ученицы. На директорском посту Светлана Ивановна вот уже 16 лет. Рассказывает, что строила гимназию по крупицам - компьютер к компьютеру, стол к столу. Охотно верится. Директорский авторитет в школе - незыблемая твердыня, как у патриарха в семинарии. Это видно сразу. Как личность Светлана Ивановна - некий пионер (в старом смысле), проводник гимназии. В 1992 году - стажировка в Германии (отсюда и статус гимназии), степень магистра педагогики в 1996-м («Современная эффективная школа»), с 1998-го - директор-эксперт, с 2000 года - общепризнанный специалист по билингвальному образованию.карьера г-жи Гусевой взлет с поступательностью воздушного шара. «Не думала, что жизнь сложится так интересно», - поделилась с нами 25-летняя завуч.

2. 9-летний Жастен ЗОДЕУГАН - прирожденный футболист, защитник и запасной вратарь команды FK-VIVA. Всего в гимназии пять футбольных команд, тренировки проходят почти каждый день.

3. 10-классник Олег УРЗИК в совершенстве владеет тремя языками. По классификации он призовой олимпиадник, причем сразу в нескольких номинациях: математика, физика, химия и информатика. Грамоты Олег складывает в стопку. Мы как раз были в гимназии, когда пришел результат с последней олимпиады по химии - первое место!

 

Статья взята с форума проекта "Реформе 2004 - нет!" "Что взамен?" emc2.is.lv/forums/viewtopic.php?t=50

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog