СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Новая российская школа


Как России стать первой мировой образовательной державой?

Ю.В. Крупнов

председатель общественного

объединения “Партия России

 

 

 

Реализация стратегии Партии России – восстановить Россию как мировую державу – возможна исключительно при опережающем и полномасштабном развитии российского образования.

Без лучшего в мире российского образования никакой державы нам в ближайшие десятилетия не сохранить и не создать.

Этого не понимают «правые» (СПС и «Яблоко»), линия которых стала сегодня официальной и открыто проводится  федеральным министерством образования. Это плохо понимают «левые» (КПРФ), фактически ничего не сумевшие противопоставить «правым» в последние годы и проигравшие образование.

Реальное развитие образования не нужно сегодня ни тем, ни другим.

«Правые» озабочены тем, как бы повысить эффективность образования, не увеличивая расходы на него, а также как сделать образование платным, чтобы через это сделать жизнь в России сплошь и необратимо рыночной. Они надеются на то, что качество труда и жизни нам завезут мигранты из Средней Азии или Китая.

«Левые» думают о том, как бы сохранить в образовании справедливость. И это очень важно, но определение проблемы доступности образования в качестве приоритета никак не связано у них с вопросом о том, к чему именно, к какому образованию и какого качества организуется доступность.

Правильная постановка проблемы развития российского образования возможна только с державной точки зрения, когда сфера образования рассматривается в качестве средства восстановления страны как мировой державы.

Чтобы России стать мировой державой нам и нужно уже сейчас опережающее развитие образования и превращение его в ближайшие пять-семь лет в лучшее в мире.

Что значит лучшее в мире российское образование?

Это означает, во-первых, полное восстановление уровня и качества советского образования, и, во-вторых, наращивание советского образования в 2-3 примерно раза.

Далее. Лучшее в мире образование должно быть стимулом и инструментом развития российской науки и промышленности. Тесная связь сферы образования с наукой и промышленностью создаёт своего рода «треугольник развития», который становится системным основанием подъёма страны по всем направлениям.

Наконец, образование должно быть само по себе, «изнутри», организовано как персональное образование – т.е. ориентированное на выявление личности и высших способностей (главных производительных человеческих сил) каждого без исключения ребёнка России и наших соотечественников в Ближнем и Дальнем Зарубежье. Для этого должны быть кардинально пересмотрены и изменены содержание и формы нового образования, а к привычной нам школе и различным программам добавлены личные образовательные программы для каждого (подробно – см. мои статьи на сайте «Спасём российскую школу – СОС!» ).

При этом надо понимать, что все проводимые сегодня министерством образования «реформы» и «модернизация» (ЕГЭ – единый экзамен, ГИФО и пр.) являются не только бесполезными, но и попросту вредными и даже вредительскими. Поэтому эта бюджетнозатратная вредительская деятельность  должна быть прекращена.

Что ещё нужно для того, чтобы Россия могла стать ведущей и даже лидирующей мировой образовательной державой, чтобы через образование мы «продвинули» все стороны российского развития как мировой державы?

Хотелось бы отметить здесь только один момент. Это кардинальное – в разы и разы увеличение финансирования сферы образования (кстати, эта сфера охватывает больше четверти российского населения - почти 40 млн. российских детей и взрослых, учащихся и учащих).

Задача массированного и экстраординарного финансирования образования обычно плохо понимается всеми.

Ведь как обычно рассуждают? В настоящее время, мол, страна находится в тяжёлом экономическом положении, поэтому пока что на образование денег будет не хватать и его придётся держать на голодном пайке. А вот когда наступит экономический рост и процветание, то вот уж тогда мы и начнём «нормально» финансировать школы и вузы.

Но здесь главный вопрос состоит в том, а откуда этот самый экономический рост – подлинный и нефиктивный рост - возьмётся?  И откуда появится экономическое процветание?

Во всём мире такой рост весь последний двадцатый век берётся либо за счёт сокращения расходов на воспроизводство и развитие – т.е. через деградацию, либо именно за счёт опережающего финансирования образования и науки, т.е. через подъём и развитие страны.

Министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов любит на высоких собраниях удивлять всех шуткой: хорошее финансирование образования бывает только при развитом социализме или при развитом капитализме. Это шутовство показывает поверхностно-штампованный рассудок нашей «управляющей элиты», не  способной управлять и даже правильно ставить вопросы.

На самом же деле, управленческий принцип во всём мире является принципиально иным – и прямо противоположным: подъём и развитие страны, нефиктивный экономический рост и удвоение-учетверение ВВП являются функцией опережающего развития образования и науки.

Все завоевания СССР (космос, ВПК, качество жизни и др.), равно как и сама возможность сегодняшнего режима паразитировать на инерции советского развития, определяются тем, что темпы роста капитальных вложений в образование на протяжении 30-х-50-х годов составляли не менее 2 раз (200 %). Так, только в 50-е годы расходы бюджета на просвещение выросли с 5,7 миллиарда рублей в 1950-м до 10,3 миллиарда в 1960 году. А уже в первый послевоенный год образование  и наука стали одними из самых высокооплачиваемых и престижных «отраслей народного хозяйства» - через это страна и была восстановлена после страшной войны в невиданные сроки.

Кому не нравится опыт СССР – пусть изучат опыт так называемых  азиатских «тигров» или «драконов».

Вот Тайвань.

В 1999 году Президент Тайваня Ли Дэнхуэй в своей книге «Позиция Тайваня» в главе под символическим названием «Образование прокладывает путь в будущее» ясно показывает роль опережающих расходов на образование: «Народ Тайваня всегда придавал первостепенное значение образованию. Одна из статей прежней Конституции гласила, что расходы на образование, науку и культуру должны быть не менее 15 % от общего бюджета Центрального правительства.

… Несмотря на аннулирование 15%-ной нормы, фактические ежегодные бюджетные ассигнования, направляемые на образование и культуру, намного превышают эту цифру».

В России же сегодня федеральный – центральный – бюджет образования составляет не более 5 процентов от общего бюджета (около 100 млрд. рублей, т.е. 3,3 млрд. долларов от примерно 90 млрд. долларов всего федерального бюджета). Тут ещё важно указать и на убогость размера этого общего федерального бюджета, который всего лишь в 2 раза превышает бюджет города Нью-Йорка и в 5 раз меньше расходов США только на оборону. Отсюда, даже 5 процентов нынешнего российского бюджета образования никак нельзя сопоставлять с тайванскими 15 процентами. Эти 5 процентом можно смело делить на два или пять.

Китай также поставил в начале 2003 года задачу в очередной раз за 20 лет учетверить ВВП не на пустом месте. Произошедшая там за последние двадцать лет образовательная революция лучше всего проявляется в открытой зависти российских ректоров к материально-технической базе и профессорским зарплатам китайских вузов. Рост образования в Китае – неимоверно резкий, отсюда и общий подъём нашего великого восточного соседа.

Так что для того, чтобы стать ведущей и даже лидирующей мировой образовательной державой, мы должны как минимум в 3 – 4 раза увеличить финансирование образования, т.е. бороться за державный образовательный бюджет.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog