СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Актуальные публикации


Мины под образование

Мало кто из граждан России знает, что в одной связке с пресловутым законом о монетизации льгот пенсионеров тайком были приняты законы о монетизации льгот учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д. В соответствии с ними в бюджете страны на 2005 год было заложено гораздо меньше средств на содержание этих учреждений.


Источник: Газета. ру

Открытое письмо представителей Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга

Из дальнейшего станет ясно, какие мины заложены в тайных законах. Перекрывать магистрали уже будут не пенсионеры, а учителя, профессоры, учащиеся, студенты, родители, ученые, академики, театральные деятели, артисты, медики, больные, т. е. практически все население страны.

Мы являемся преподавателями вузов, поэтому рассмотрим новое правовое положение и изменения в финансово-экономической деятельности государственных учебных заведений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Закон так мудрено назван, что нормальным людям тяжело понять, о чем же он.

Но фактически речь идет об отмене многих положений ранее существовавших законов об образовании:
1) Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – ЗО);

2) Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – ЗВО).

Вначале предлагается разграничить полномочия уровней власти, в результате чего:

1. Все образовательные учреждения будут разделены на три типа с финансированием исключительно со своего уровня – государственного, уровня субъекта РФ и муниципалитета

2. Единое образовательное пространство будет разбито фактически на число субъектов Российской Федерации, и финансирование в каждом регионе будет осуществляться в соответствии с его возможностями.

3. Единственной составляющей государственной системы высшего образования станут высшие учебные заведения федерального подчинения.

4. Будет ликвидирована единая государственная система социальной защиты обучающихся. Она распадется на федеральную составляющую, действующую только в отношении лиц, обучающихся в федеральных учебных заведениях, и региональную, действующую только в отношении учебных заведений, учреждаемых субъектами РФ, а также муниципальных учебных заведений.

Если перевести все это на русский язык, то получится, что, как и в случае с монетизацией льгот для пенсионеров, государство откажется от поддержки огромного количества учебных заведений,

в том числе и вузов, и подбросит их нищим регионам, обещая и не выдавая в полной мере преференции на их содержание. Это одна из составляющих уменьшения бюджетного финансирования на 2005 год и на последующие годы.

А затем еще страшнее. Внесением изменений в законодательные акты государство отказывается от следующих обязательств:

- от ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода" (исключена ст. 40 ЗО);

- от защищенности расходных статей на образование, а также размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений" (изменена ст. 41 и ст. 3 ЗО);

- от ежеквартальной индексации расходов в соответствии с темпами инфляции (исключена ст. 40 ЗО, изменена ст. 28, п. 4 ЗВО);

- от гарантированной доли расходов, направляемой на финансирование образования, а также от нормы направлять не менее 3% расходной части федерального бюджета на высшее образование (исключена ст. 40 ЗО);

- от всех мер государственной финансовой поддержки образовательных учреждений, включая предоставление налоговых льгот, установления минимального объема финансирования и др. (исключена ст. 40 ЗО);

- от гарантий в части установления минимального размера оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений (минимальная педагогическая ставка не менее 8 МРОТ и в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ; привязка размеров должностных окладов работников образования к уровню средней заработной платы в промышленности и т. д.) (исключены ст. 54 ЗО, ст. 30 ЗВО);

- от обязательства, что неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц) (исключены ст. 43, п. 3 ЗО, ст. 28, п. 4 ЗВ);

- от выделения из федерального бюджета средств на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов (исключен ст. 42, п. 4 ЗО);

- от специальных льгот в отношении работников сельских образовательных учреждений и других специальных категорий работников сферы образования (исключены ст. 55, пп. 9, 10, 11 ЗО);

- от гарантий права научно-педагогических работников на бесплатное пользование услугами лечебных подразделений вуза и финансирования из федерального бюджета условий для повышения квалификации" (исключены ст. 20, 24 ЗВО);

- от обеспечения действующих нормативов на стипендии, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте") для обучающихся и воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения (исключена ст. 50 ЗО);

- от разрешений на сдачу в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения (при этом средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, могли быть использованы на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении) (исключены ст. 39, п. 11 ЗО, ст. 27, п. 4 ЗВО);

- от разрешения образовательным учреждениям самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (исключен ст. 43, п. 1 ЗО);

- от обеспечения права на бесплатный проезд иногородних студентов очной формы обучения и аспирантов государственных и муниципальных вузов (ст. 2 ЗВО);

- от обязательства государства по финансированию студенческих практик (ст. 11, п. 9 ЗВО);

- от гарантируемых законом норм доплат на питание и проезд из любых источников финансирования (федеральных, региональных, городских, вузовских)" (ст. 2, п. 43 ЗВО, ст. 42, п. 4 ЗО, ст. 50 ЗО, 3-й и 4-й абзацы ст. 16, п. 3 ЗВО);

- от федеральной гарантии, предусматривающей ответственность учредителя за обязательства учреждения, в том числе по дальнейшему обучению студентов при ликвидации учреждения (ст. 34, п.1 ЗО);

- от установленного в настоящее время конкретного перечня норм, предусматривающих возможность студентам пользоваться услугами подразделений социальной сферы на льготных условиях за счет средств образовательного учреждения (ст. 42, п. 4 ЗО);

- от выделения студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений дополнительных средств на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета, а также от выделения федеральным государственным высшим учебным заведениям дополнительных средств в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения (ст. 16, п. 3 ЗО).

Для учреждений вводится обязательство зачислять доходы от своей самостоятельной и разрешенной законом деятельности, в т. ч. предпринимательской, на лицевой счет в казначействе (а не на расчетный счет в банке), превращая их в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в "неналоговые доходы бюджета".

Учреждение сможет располагать переданным ему имуществом лишь на праве оперативного управления и распоряжаться им в весьма ограниченных пределах, особенно для целей получения доходов.

Комментарии к этому разделу статьи излишни.

Уже невооруженным взглядом видно, что, в частности для вузов, все эти меры приведут:

1) к удорожанию образовательных услуг;

2) к введению конкурентных начал в размещении государственного заказа в условиях ограниченности ресурсов;

3) к отсечению ряда государственных вузов от средств бюджета, а отсюда – к необходимости дополнительных расходов для обеспечения выполнения ранее принятых обязательств по обучению;

4) к возможности банкротства учебных заведений, т. е. к сокращению образовательного пространства.

Не надо обольщаться, что можно еще что-то исправить. Закон принят и исправлять его можно только путем принятия новых законов. А потом всегда ведь можно сказать, что закон хороший, а вот исполнение страдает, особенно на местах.

С учетом принятого Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ Минобрнауки была доработана ранее предлагавшаяся "Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования", по существу, разъясняющая механизмы исполнения закона.

Сама концепция изложена хорошим бюрократическим языком на нескольких десятках страниц и читается с большим трудом. В рамках настоящей статьи невозможно ее прокомментировать в полном объеме, однако мы постараемся основные идеи донести до читателей.

Основное внимание в Концепции уделяется преобразованию сети государственных образовательных организаций с учетом нового закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней управления в сфере образования.

Участие Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, рассматривается в следующих основных аспектах:

- оптимизация сети подведомственных государственных организаций сферы образования (определение принципов и критериев принятия решений о сохранении участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и сохранении их в федеральной собственности; определение организаций, переда-ваемых другим уровням государственного или муниципального управления, организаций, подлежащих реструктуризации, разгосударствлению и т.п.);

- повышение эффективности деятельности государственных организаций сферы образования за счет выбора наиболее целесообразных организационно-правовых форм, методов финансирования, оценки результатов их деятельности.

Концепция ориентирована на все государственные организации сферы образования независимо от их ведомственной принадлежности.

Она, кроме введения, содержит ряд разделов. Мы постараемся прокомментировать их, в основном, на примере вузов.

Раздел 1. Состояние дел в управлении государственными организациями сферы образования. Содержит информацию о количественных параметрах сети государственных федеральных организаций сферы образования, объемах предоставляемых ими образовательных и сопутствующих услуг, а также результатах их деятельности. Раскрывает основные характеристики государственного сектора образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также некоторые условия его трансформации.

Из раздела 1 следует, что в России существует 568 государственных вузов и 1236 филиалов различной ведомственной принадлежности, и в частности, Министерству образования и науки (далее Минобрнауки) принадлежат 333 вуза и 905 филиалов. Остальные вузы ведомственные. Число негосударственных вузов достигает 36,9% от числа государственных. Всего на платной основе в государственных и негосударственных вузах обучаются 51% студентов. Численность студентов вузов на 10 000 населения составила в 2003 г. 390 чел. Cчитается, что это очень много.

В 3 разделе концепции предлагается обеспечивать подготовку лишь170 студентов на 10000 населения. В разделе делаются выводы, что:

- количественный рост объемов подготовки в государственных учреждениях высшего профессионального образования сопровождается снижением качества подготовки выпускников;

- отсутствует взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, в особенности, на верхних ступенях высшего образования, что приводит к схоластической подготовке студентов, затрудняет их включение в проектную и исследовательскую деятельность. Это ведет к старению научных и преподавательских кадров, снижению общего уровня как высшего образования, так и науки в целом;

- отсутствуют эффективные механизмы участия работодателей в определении задач и оценке результатов деятельности государственных образовательных организаций всех уровней, и как следствие – мотивация к софинансированию профессионального образования;

- подготовка кадров в системе профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда. В силу этого недостаточен уровень трудоустройства выпускников государственных организаций сферы образования по полученным специальностям;

- образовательные организации располагают устаревшей материально-технической базой. В целом по системе образования степень износа основных фондов составляет более 31%, коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) – 1,0%. В аварийном состоянии находится 7% организаций начального профессионального образования, 5,5% – среднего и 5,4% – высшего;

- низка оснащенность образовательного процесса современным учебным и лабораторным оборудованием, вычислительной техникой. В вузах число персональных компьютеров на 100 студентов составляет 6,3 ед.;

- недостаточны темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом (образования на протяжении всей жизни), в их деятельности преобладают устаревшие технологии и практики обучения;

- нарастает неудовлетворенность общества результатами деятельности системы образования, прежде всего – профессионального образования;

- социальные последствия недостаточной эффективности деятельности федеральной системы государственных образовательных организаций проявляются в снижении доступности качественного профессионального образования при экстенсивном росте его объемов, непрозрачности взаимосвязи между качественным уровнем образования и оплатой труда, неэффективности вложения средств семейных бюджетов в образование.

Представляется, что разработчики Концепции неверно определили "ряд накопившихся проблем и негативных тенденций" в сфере образования.

По их мнению, количественный рост числа студентов в государственных вузах сопровождается снижением качества подготовки. На самом деле связь здесь значительно сложнее. Снижение качества подготовки, которое, безусловно, имеет место, в большей степени связано с общим ухудшением школьного образования, неоправданным ростом числа филиалов, возросшей учебной нагрузкой на преподавателей, отсутствием дифференцированной системы оплаты труда и другими факторами.

Еще более странным представляется утверждение о том, что "схоластическая" подготовка студентов, которая затрудняет их включение в проектную и исследовательскую деятельность, "ведет к старению научных и преподавательских кадров, снижению общего уровня как высшего образования, так и науки в целом". По нашему глубокому убеждению главной причиной старения кадров является исключительно низкий уровень заработной платы. Все остальное – вторично. Разве согласится молодой специалист остаться на кафедре, если его зарплата по 9 разряду составит 1332 рубля?

Можно согласиться с авторами Концепции, что "подготовка кадров в системе профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда". Но кто в этом виноват? Только ли вузы? А где госзаказ, лицензирование по специальностям, введение квот и т.п.?

Правда и то, что вузы "располагают устаревшей материально-технической базой". Опять-таки, кто в этом виноват? Неужели разработчики концепции этого не знают?

Раздел 2. Цели, задачи и принципы участия Российской Федерации в управлении государственными организациями сферы образования. В этом разделе раскрываются основные цели участия Российской Федерации в управлении государственными организациями сферы образования с позиций ответственности федеральных органов управления за обеспечение права граждан на образование, функций Министерства образования и науки Российской Федерации и координируемых им федеральных структур, общей стратегии Правительства Российской Федерации по реструктуризации бюджетного сектора.

Раздел 3. Роль и место государственных организаций в сфере образования. В этом разделе раскрываются те направления деятельности государственных организаций сферы образования, которые вытекают из принятых государственных обязательств, но не могут быть в полной мере реализованы рыночными структурами. Предлагаются критерии и возможные стратегии принятия решений в рамках реструктуризации бюджетной сферы учреждений и организаций образования.

Раздел 4. Механизмы участия Российской Федерации в управлении государственными организациями сферы образования. В данном разделе рассматриваются основные подходы к реструктуризации сети государственных организаций сферы образования с учетом специфики их деятельности и места в системе образования, в том числе изменения организационно – правовых форм.

Одним из механизмов участия Российской Федерации в управлении государственными организациями сферы образования в перспективе может стать преобразование государственных образовательных организаций, в управлении которыми принимает участие Российская Федерация, в иные организационно-правовые формы.

В качестве основных форм, в которые могут быть преобразованы государственные учреждения профессионального образования, рассматриваются следующие:
- автономное учреждение (АУ);

- государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация (образование) – ГАНО.

Формой доведения бюджетных средств до образовательного учреждения в организационно-правовой форме ГАНО должно стать финансирование подготовки, кадров на нормативно-подушевой основе или на основе госзадания в соответствии с государственным контрактом. Вместе с тем, в этом случае в сферу государственного финансирования подготовки кадров по госзаданиям, распределяемым на конкурсной основе, потенциально могут войти негосударственные образовательные организации профессионального образования, созданные в иных организационно-правовых формах.

При преобразовании образовательных организаций высшего профессионального образования в статус ГАНО возможно расширение состава учредителей этих организаций за счет включения заинтересованных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также работодателей, при сохранении Российской Федерацией контроля за деятельностью организаций.

Должна быть проведена также работа по укрупнению учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций различного уровня, научных организаций и промышленных предприятий (университетские комплексы, научно-образовательные и научно-учебно-производственные комплексы).

Базы отдыха, издательства, производители учебного оборудования и другие подобные организации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества с последую-щей продажей пакетов акций на свободном рынке, в том числе заинтересованным субъектам Российской Федерации, муниципалитетам, образовательным организациям, получившим, в силу изменения организационно - правовой формы, право приобретать активы за счет использования внебюджетных средств. Научно-производственные предприятия вузов требуют тщательного рассмотрения и принятия индивидуальных решений по каждой организации.

Мы считаем недопустимым вывод из структуры вузов издательств, баз отдыха, спортивных лагерей и других объектов социального назначения.

Это полностью лишает возможности полноценного отдыха, лечения, издания учебников и методической литературы сотрудников вузов, которые, имея крайне низкие доходы, лишены возможности приобретения дорогостоящих путевок и т. д.

Раздел 5. Этапы реализации Концепции. Определяет основные временные этапы и последовательность основных мероприятий по реализации Концепции. 1 этап: 2004-2005 гг. На этом этапе в соответствии с принятыми решениями о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами будет осуществлена передача основной массы учреждений начального профессионального образования и значительной части учреждений среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации (около трех тысяч учреждений).

В ходе первого этапа будут реструктурированы необразовательные организации, входящие в систему образования. 74 научных организации сферы образования будут включены в состав высших учебных заведений, а 6 переданы в ведение субъектов Российской Федерации, 36 федеральных государственных унитарных предприятий будут присоединены к высшим учебным заведениям, а 45 – преобразованы в акционерные общества и приватизированы.

В это же время предлагается ввести в вузах двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр – магистр), причем, как уже сейчас стало ясно, с перерывом после бакалавриата на практическую деятельность в течении, по меньшей мере, двух лет. Многие бакалавры пойдут служить в армию. При этом совершенно непонятно как гото-вить аспирантов, особенно по исследовательским специальностям, поскольку в магистратуру придут люди, все позабывшие, да и придут ли, если обучение в магистратуре будет платным.

Нам кажется, что необходимо сохранить существующие формы подготовки: бакалавр, специалист, магистр. Это позволит, с одной стороны, обеспечить фундаментальность образования (бакалавриат, магистратура), а с другой – сохранить его практическую направленность (специалист, инженер). По крайней мере, для отличников и выдающихся студентов надо оставить возможность поступать в магистратуру без перерыва и на бесплатной основе.

2 этап: 2006-2007 гг. На втором этапе будут реализованы основные положения Концепции в части высшего образования. Основное внимание при этом будет уделено практической реализации процедур реорганизации государственных образовательных организаций высшего образования, которые были выработаны на первом этапе применительно к конкретным организациям. Все преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы – АУ и ГАНО должны производиться в соответствии с принятой нормативно-правовой базой.

Раздел 6. Основные направления трансформации государственного сектора образования и его перспективный облик. Реализация целей и задач, определенных Концепцией, предполагает осуществление ряда мер, из которых две самые главные:

1. Перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти. В 2004-2005 годах будет осуществлена передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации большей части образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (более 2500 организаций начального профессионального образования и около 1000 организаций среднего профессионального образования). На федеральном уровне сохранятся до 500 организаций.

2. Создание системы ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов. Будет осуществлена концентрация наиболее работоспособных и эффективных образовательных ресурсов, способных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

В среднесрочной перспективе (к 2008 году) будет выделено порядка 100 ведущих вузов и университетских комплексов на их базе, а также около 20 исследовательских университетов, которые будут финансироваться из федерального бюджета.

Этот вопрос мы считаем принципиальным. Откуда взялась такая красивая цифра 100? Почему не 50 или 200?

В Концепции абсолютно отсутствует ее обоснование. Учитывая крайне негативное отношение к сокращению вузов не только преподавательского состава, но и широких кругов населения страны, необходимо не только четкое обоснование этой или другой цифры, но и прозрачность и ясность механизмов сокращения. Действительно, возможно, существующее количество вузов и особенно филиалов превышает государственные потребности в образованных людях. Впрочем, это вопрос весьма дискуссионный. Однако совершенно ясно, что чисто механическое сокращение вузов до 100 вряд ли изменит ситуацию, ибо именно ведущие вузы имеют наибольшее число филиалов. Очевидно, поэтапное сокращение вузов необходимо, но только цивилизованным путем – через лицензирование вузов и введение госзаказа на отдельные специальности. Кроме того, необходимо жесткое государственное регули-рование числа филиалов, оставляя только те из них, которые действительно востребованы жизнью.

А что делать с остальными, более чем четырьмя сотнями вузов? Естественно, что региональные бюджеты большинство из них заведомо не потянут. Наверняка будут банкротства учебных заведений, приватизация их зданий, сокращения (под видом непрофильных) специальностей, по которым ведется обучение, уменьшение фундаментальной подготовки студентов, увольнения преподавателей, прежде всего, престарелых профессоров. И что делать молодежи? Ведь многим, особенно из семей интеллигенции, составляющих основной контингент студентов, учеба в вузах станет просто недоступной.

Вся перестройка образования будет происходить при полном отсутствии гарантий государства по оплате труда профессорско-преподавательского состава и полном отсутствии социальных гарантий для студентов в высших учебных заведениях федерального подчинения.

Совершенно очевидно, что реализация данной Концепции, пусть даже в подправленном виде, принципиально не сможет предотвратить ни старения преподавательских кадров и их обнищания, ни одряхления материально-технической базы, ни почти полного уничтожения бесплатного образования.

Пока готовилась эта публикация, нам удалось достать еще два документа:

1. "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации";

2. справка по вопросу "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" (К заседанию коллегии Минобрнауки России 04 ноября 2004 г.).

Итогом этих документов могут служить следующие намеченные мероприятия по нормативному правовому обеспечению реализации приоритетных направлений развития системы образования:

1. Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части развития системы регламентации деятельности образовательных учреждений. Срок – 2 квартал 2005 года;

2. Внесение изменений и дополнений в законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации в части перехода на механизмы финансирования образования на нормативной основе в системах общего и профессионального образования. Срок – 2 квартал 2007 года;

3. Внесение изменений и дополнений в законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовским профессиональном образовании" в части изменения действующей типологии образовательных учреждений. Срок – 4 квартал 2005 года;

4. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты по вопросу о введении государственных субсидий в системе образования. Срок – 3 квартал 2005 года;

5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении поло-жения о государственных субсидиях в системе образования". Срок – 1 квартал 2006 года;

6. Внесение изменений и дополнений в законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения изменений в систему вступительных испытаний и итоговой аттестации. Срок – 3 квартал 2005 года;

7. Постановление Правительства Российской Федерации "О создании общена-циональной системы оценки качества образования". Срок – 1 квартал 2007 года;

8. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", в Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части определения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Срок – 2 квартал 2006 года;

9. Новая редакция Закона Российской Федерации "Об образовании". Срок – 2 квартал 2010 года.

Это и есть концепция в действии. Мы уже не успеваем на что-то повлиять.

Об авторах:

Р.В. Борисов, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой Морского технического университета, член Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга

В.Н. Малинин, доктор географических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета, зам. председателя Профессорского собрания Санкт-Петербурга, член Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog