СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Актуальные публикации


Школьный дефолт

Сергей Лебедев

Источник: Газета. ру

Государство отказалось от своих системных обязательств перед образованием.

Первого сентября 34 миллиона родителей отвели или отправили своих чад в школу. За косичками бантиками, дачными гладиолусами, табличками "1А" или "1Б" никто не заметил подвоха. Школа, будь то городская или сельская, уже не та, какой ее оставили дети и учителя в мае-июне, уходя на каникулы. Ее подменили.

Самоотверженные депутаты ГД не ушли в отпуск, пока не приняли в числе прочих из минфиновского соцпакета около 50 поправок в Закон "Об образовании". Теперь про него даже нельзя сказать, что он "в новой редакции". Это совершенно новый закон, принципиально отличающийся от того, что существовал с 1992-го года.

Прежний закон объявлял образование государственным приоритетом, декларировал "особое" положение отрасли. Нормы бюджетного, налогового, гражданского законодательства на образование как бы не распространялись. Школам предоставлялась идеологическая и экономическая автономия, а учителям гарантировалась зарплата "не ниже средней по промышленности".

Понятно, что многие нормы Закона "Об образовании" были мертворожденными. К примеру, статью про зарплату "не ниже средней" каждый год приостанавливали Законом о бюджете и платили учителям по ЕТС. Но закон позволял самое главное вести разговор о политике в образовании. О политике как разности интересов образовательной бюрократии, учителей, учеников и их родителей. Пока он существовал, вообще можно было о чем-то спорить: существовал достаточный люфт институциональных рамок школы.



Сегодня спорить не о чем, а политику образования можно упразднять за ненадобностью. Государство отказалось от всех глобальных обязательств перед образованием.
Из полномочий федерального центра в части образования вычеркнуты "ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования и установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования". Проще говоря, все эти вопросы пущены на самотек.

Полностью снята статья 40 ("Государственные гарантии приоритетности образования") про 10% от ВВП на нужды образования, про 3% на высшее образование, про защищенность бюджетных статей, про освобождение образовательных учреждений от всех налогов, про детские пособия и др.

Вдобавок государство передало школы на баланс регионов. Право устанавливать нормативы и нормы оплаты труда делегировано им же. Федеральный бюджет гарантирует учителю оклад в 1 МРОТ. Остальное – от щедрот региональных властей. Не исключено, что где-нибудь в Корякии или на Алтае этим МРОТ дело и ограничится. Разве что картошечки подбросят и дровишек, чтобы зимовали в тепле и сытости.

Чтобы, не дай Бог, какой-нибудь региональный глава не вздумал поддержать педагогов материально, регионы лишили права "устанавливать местные налоги и сборы на цели образования, дополнительные льготы и нормы содержания для учителей и учеников". В некоторых богатых областях, включая Москву, учителя получали зарплату, которую не стыдно так называть, лишь благодаря региональным надбавкам.

Еще в регионах стыдились кормить детей на федеральный рубль пятьдесят копеек в день – ровно на стакан чая с сахаром – и накидывали пяток сверху – на суп и хлеб. Теперь госдотации на питание отменили и регионам заказали – нечего детишек раскармливать. Все это было бы смешно: рубль, пять рублей, – если бы в каждой сельской школе не было одного--двух ребятишек, для которых школьный обед – единственная еда за весь день.

Но для того чтобы школьный обед съесть, до школы еще нужно добраться. Льготный или бесплатный проезд для школьников тоже отменяется. Городским ученикам это грозит утратой льготного проездного. Сельским тем, что станут платными школьные автобусы. Для семей, где не могут собрать 50 рублей в месяц на горячие завтраки, это грозит отказом от учебы.
Впрочем, главная экономия идет не по линии булочек и проездных. Упразднена Федеральная программа развития образования (ФПРО), которую отдельным законом принимала ГД. Взамен будет рядовая ФЦП – федеральная целевая программа – одна из десятков других, утверждаемых правительством. Через ФПРО финансировалась вся компьютеризация школы, все эксперименты в образовании, включая ЕГЭ. Можно спорить, нужны ли были конкретно эти новации, но теперь, скорее всего, денег не дадут ни на какие вообще.

Но мало того, что на школах решено сэкономить. Им еще и запретили зарабатывать деньги самостоятельно. До сегодняшнего момента платная образовательная деятельность приравнивалась к предпринимательской, читай, облагалась налогами лишь тогда, когда полученные средства не "реинвестировались в образовательный процесс". Собственно, на образовательный процесс и зарабатывали, а еще на новую мебель, на ремонт, на учебные пособия и надбавки преподавателям. Теперь формулировка про реинвестирование исчезла. На что ни трать – налогов не избежишь.

Впрочем, тратить особо не получится. У образовательных учреждений отняли расчетные счета в банках, оставив только лицевые в казначействе. А там даже закупка снега зимой обрастет таким количеством бумаг, что деньги придут только к лету. Вдобавок статьи расходов слишком детализированы, и вполне может оказаться, что у школы есть деньги на доски, а мел купить не на что – соответствующую статью не профинансировали.

Еще школы больше не смогут сдавать свои площади в аренду, иметь в собственности денежные средства и имущество, заключать договор с учредителем. Фактически школа превращается в придаток учредителя, который действует по его заданиям.Чем это плохо? У подавляющего большинства школ в учредителях нищие муниципалитеты. Практически, все, что школам удавалось сделать нового, своего, делалось за счет внебюджетных средств, на энтузиазме директоров и учителей. Права распоряжаться "внебюджеткой" школы лишились, энтузиазм быстро остудят казначейские проверки. Всяческую инициативу из школы изгоняют. Ей остается выполнять образовательный стандарт – и точка. А если кого не устраивают уроки по единственно правильному учебнику истории, нищие учителя и допотопные учебные пособия – отдавайте в частную.

Впрочем, скоро и этой лазейки не останется. Норма о государственном финансировании обучения в частных школах, прошедших аттестацию и аккредитацию, отменена. Часть из них взвинтит цены до небес и станет окончательно элитарной, часть – закроется.


С Днем знаний вас, дорогие родители и ученики!

…В нашем загадочном обществе найдутся и те, кто порадуется такому повороту школьной жизни. Прошлой зимой мы сидели с начальником управления образования одного из районов Тверской области в нетопленой школе. Десяток обогревателей, больше не выдерживала проводка, приставили к уцелевшим батареям, чтоб не разорвало. Дети приходили на уроки в шубах и валенках.
Райсовет не дает денег на ремонт, рассказывал мой собеседник. Там сплошь директора торфпредприятий, они учителей ненавидят. Ни копейки школе не дадут.
Почему?
У них в хозяйствах люди по двести рублей получают. С опозданием на два месяца. А учителям две тысячи платят и в срок. В школе свет есть. За это и ненавидят.
Похоже, в правительстве услышали завистливые мольбы депутатов того райсовета.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog