СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Актуальные публикации


Срочно! ЧП в ходе Единого экзамена

"Революция, о которой говорили большевики, совершилась!"
Старинный учебник истории КПСС

ЧП, о котором предупреждали, произошло

В ряде публикаций высказывались опасения о том, что из-за низкого качества условий заданий по ЕГЭ, возможны любые неприятные происшествия. Более того, существует крайне опасный пункт положения о ЕГЭ, утверждающий, что если в условии какой-либо задачи окажется ошибка, то ВСЕМ, решающим эту задачу, будет выставлен максимальный балл. Очень вероятно, что этот пункт сработал. Материал подготовлен для того, чтобы именно это не произошло.

Итак, описание происшествия. В вариантах задания С3 на ЕГЭ-2004 с номерами 544, 546, 548, 550, 553, 557, 561, 562, 569 и 570 вкралась досадная опечатка. В этой стереометрической задаче исследуется конфигурация с конусом и кубом, причём ось конуса лежит на диагонали куба, выходящей из точки А. Конус касается всех граней, выходящих, естественно, из А. Но в условии по ошибке сказано: “Окружность основания конуса имеет с каждой гранью, содержащей точку В, ровно по одной общей точке”. Эта ошибка настолько незаметная, что автор этих строк занимался проверкой заданий всю ночь после 8 июня, и не заметил опечатки. Дело в том, что любой грамотный математик автоматически считает, что грани выходят из А, и решает соответствующую задачу. И все школьники Мурманской области, кроме, по крайней мере, двух человек, именно так прочли условие. И проверяющие тоже. Но на второй день проверки обнаружилась одна работа, в которой ученик не только верно прочёл условие, но и высказал своё мнение о противоречивости условия. Естественно, проверяющий и главный специалист по стереометрии в области Борис Михайлович Верещагин, моментально среагировали и в московский центр полетела депеша об опечатке и естественный вопрос – что делать дальше? Автор этих строк считает, что разумное решение – поставить именно этому внимательному ученику максимальные четыре (а может быть и поощрительные пять) баллов. Предупредить другие центры проверки, что если ещё кто-то из учеников заметит эту опечатку, то его необходимо поощрить максимальным баллом. В региональные центры необходимо послать сообщение о том, что если ученик в черновике или беловике указал любым образом на странность условия (например, нарисовал эскиз, на котором окружность пытается коснуться граней, проходящих через точку В), то он имеет право на повышенный балл и комиссия по апелляциям готова внимательно рассмотреть всё, что написал ученик, как в беловике, так и в черновике, на предмет повышения его балла. Такое сообщение необходимо по двум причинам. Неопытные проверяющие (а такие есть) могли не понять заявления ученика и поставить ему ноль. Некоторые ученики могли решить, что они не поняли условия и даже не пытаться решать задачу на чистовике. Но считаю, что всем остальным участникам ЕГЭ необходимо ставить именно ту оценку, которую заслуживает их решение, которое они выполнили, автоматически верно восприняв условие. Написать эту статью меня вынудила информация о том, что центр по проверке ЕГЭ планирует пустить в ход пункт о четырёх баллах для ВСЕХ!!!, кто хоть что-то написал по этим заданиям.

Рассмотрим возможные результаты именно такого, пока ещё не принятого (по состоянию на 11 июня) решения. Теперь, после происшествия, ученики разбились на четыре существенно различных группы. Во-первых, это те, кто что-то написал по заданию С3 в беловике. За прошедшие двое суток я видел работы юмористов, которые просто переписывали условия всех задач, ничего не решая (теперь это 4 балла). Видел также работу одного суперюмориста, которые вместо решения написал: “А XYQ его знает” (и он получит по максимуму, если делал один из указанных вариантов). Все эти люди будут тихо радоваться жизни и, имея большой перевес в баллах для института, становиться студентами. А “вес” задания С3 в баллах для института велик.

Вторая группа, это те, кто решал один из этих вариантов и вообще ничего не написал в беловике, но заметил неточность условия. Дети сегодня ещё очень верят взрослым и такие ученики, сомневаясь в своих способностях и гиперболизируя уровень составителей, ничего не написали в беловике. Сегодня, 11 июня, в 16 часов ко мне обратился один из учеников, который посещал мои лекции по подготовке к ЕГЭ. Он просил пояснить, как решается задача С3 из варианта 569! Это очень стеснительный и порядочный юноша. Пока ещё доверчивый. Он утверждает, что на черновике он сделал чертёж, на котором ясно видна попытка привязать окружность к плоскостям, проходящим через В. Надеюсь, что если черновики ещё не уничтожены, то он сможет доказать, что обнаружил данную проблему. Считаю, что подобные ученики также имеют право на поощрение (возможно, два балла).

Третья группа, это те, кто ничего по С3 не делал. Теперь они имеют полное право заявить, что именно над задачей С3 они просидели все четыре часа, поэтому не успели оформить многое другое, все записи делали на КИМах, а их личные КИМы у них отобрали и если кто-то найдёт КИМ, то увидит, по пометкам, что именно над этой задачей они бились. Замечу, что КИМы лежат сейчас в больших мешках. Мы, проверяющие, их использовали, чтобы найти условия заданий, которые мы проверяли. На них нет никаких меток, свидетельствующих о том, какой ученик их решал. Поэтому, найти нужный КИМ среди 10  000, сейчас сможет только профессиональный сыщик и за очень большие деньги. Значит, отвергнуть утверждение ребёнка невозможно, и, по апелляции, наиболее нахальные из таких учеников получат те же четыре балла (если прочтут эту статью и подадут апелляцию или если им кто-нибудь подскажет).

И, наконец, большинство остальных детей. Ребёнок честно решал задание С3. Возможно, он решил его, но не всё обосновал или совершил мало значащую арифметическую ошибку. Он получит 3 или 2 балла, причём он явно вымотался на этой задаче. Лично я в 8 утра (вечером мы решали задания, а ночью до восьми утра проверяли) вполне чётко ощущал, как вымотался, причём в основном именно на заданиях С3. Этот ребёнок проиграет 1-2 балла тому, кто вообще не решал эту задачу, но попал в счастливую десятку. Вполне возможно, что именно из-за этого ребёнок не попадёт в институт. Если его родители не богаты, то благодаря деятельности, организованной бывшим министром образования, мальчик может загреметь в очередную горячую точку. Затем его похоронят с полагающимися почестями. В результате сегодня родители учеников, которые не писали 10 счастливых вариантов, и которые не ожидают от своего чадо высоких достижений на прошедшем ЕГЭ, могут объединиться и потребовать аннулировать результаты проведенного экзамена.

И о ситуации, в которую попадет теперь руководство вузов. Например, если ректор МГУ Садовничий будет брать абитуриентов по результатам ЕГЭ, он, возможно, будет обязан принять на мехмат того самого XYQ вместо математика, которому не повезло с вариантом на ЕГЭ, но который допустил досадную описку. И я очень понимаю ректоров вузов, которые готовы бороться против ЕГЭ и подписали письмо президенту о своём отношении к ЕГЭ.

Итак, считаю разумным следующее:

– каждый ученик, записавший в беловике или на черновике любую информацию, свидетельствующую о понимании проблемы, должен быть поощрен баллами. Таких учеников наберётся явно очень мало. Может быть двое, может быть двадцать на всю Россию и такое решение практически ни по кому не ударит;

– пункт положения о действиях при ошибке в условиях необходимо срочно переработать;

– возможное решение поощрять ВСЕХ, кто написал хоть что-то по заданию С3, считаю абсурдным;

– возможное решение сделать вид, что ничего не произошло, считаю мерзким.

В заключение, о хорошем для организаторов ЕГЭ. На основании просмотренных нескольких сотен работ, заявляю, что утечки информации в области не было. Решений, которые можно отнести к интернетовским или к учительским, ни одного не видел. Система защиты информации сработала качественно. Вот только мобильники...

Владимир Шеломовский, Мурманск

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog