СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Актуальные публикации


Заявление ученого совета МГУ

Заявление Учёного совета
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
от 13 октября 2003 года

Обсудив результаты проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в регионах Российской Федерации, Ученый совет МГУ отмечает:

Как неоднократно заявлял президент РФ В.В.Путин, образование является одним из безусловных приоритетов политики нашего государства. На заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года он отмечал, что «наша система образования демонстрирует значительные преимущества перед многими зарубежными аналогами». В своем выступлении на 7 съезде Российского Союза ректоров в декабре 2002 года Президент вновь обратил внимание на то, что «высокий уровень российского образования – это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира», и в основе этого лежит «сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования».

Хранителями этих традиций, сложившихся во многом благодаря университетской автономии, в нашей стране сегодня выступают многие университеты, и в их числе старейший университет страны – МГУ им. М.В.Ломоносова. Именно в силу своей ответственности за судьбы российской высшей школы Московский университет должен взвешенно и внимательно относиться к предлагаемым вариантам модернизации образования, внедрения моделей, которые пока еще не прошли достаточной апробации, поскольку это может нанести серьезный вред всей образовательной системе, поставить под угрозу одно из величайших достижений нашей страны, которое сохраняется до сих пор, – высокий уровень образованности населения. Именно к такого рода «новациям» относится внедряемый без широкого профессионального обсуждения единый государственный экзамен (ЕГЭ).

ЕГЭ представляет собой пока еще несовершенный способ контроля, который в конечном счете ведет к доминированию принципов стандартизации и переориентации средней школы от задач развивающего обучения, основанного на фундаментальном научном знании, к механическому заучиванию тестовых заданий с целью сдачи ЕГЭ. В рекомендациях парламентских слушаний по итогам второго года эксперимента по ЕГЭ и ГИФО было отмечено, что «введение ЕГЭ порождает новую методику подготовки школьников к экзаменам, которая в большей мере связана с формализацией знаний учащихся в ущерб глубине этих знаний и развитию их творческого мышления. Существуют опасения, что сдача ЕГЭ возможна без обучения в школе: достаточно качественного репетирования». Это приведет к снижению качества школьного образования, которое и так подвергается в последние годы серьезному испытанию реформами.

Тем более опасно введение ЕГЭ в качестве безальтернативного метода отбора абитуриентов, когда сами вузы в этом участия не принимают. ЕГЭ не может выявить талант человека, который всегда является результатом отдельных индивидуальных способностей личности в той или иной области знаний, что впоследствии и определяет его успехи и творческие возможности. Следствием этого станет нарастание разрыва между знаниями абитуриентов и требованиями вузов, что может иметь далеко идущие негативные последствия. Введение ЕГЭ может привести к радикальному ослаблению конкурентных преимуществ России как страны, способной готовить уникальные научные и инженерно-технические кадры, которые смогут предлагать неординарные научно-технические и системно-гуманитарные решения

Совершенно недопустимо распространять ЕГЭ на те высшие учебные заведения, которые занимают лидирующие позиции в российской и мировой системе образования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система тестовых проверок знаний нигде не используется в качестве единственной. В Англии, Франции и США ведущие вузы отбирают студентов через систему, включающую и специальные экзамены. В Германии зачисление осуществляется по результатам комплексных экзаменов и с учетом баллов, набранных в гимназии.

Введение ЕГЭ может повлечь за собой негативные социальные последствия. Слишком высок элемент случайности при сдаче теста, который может закрепить за выпускником школы статус неудачника и не позволит ему даже пытаться поступать в вуз, так как его заявления будут отсекаться по формальному признаку из-за недостаточно высокого балла, полученного на ЕГЭ.

ЕГЭ не является средством, которое может сделать образование более доступным для талантливой молодежи с периферии. МГУ уже давно использует альтернативный способ привлечения наиболее талантливой молодежи через работу в школах и проведение олимпиад в самых отдаленных регионах страны.

Необходимо также иметь в виду, что ЕГЭ связывается с введением образовательных ваучеров (ГИФО) как составной части предлагаемой модернизации образования. Несоответствие уровня ГИФО реальным затратам на подготовку специалиста в ведущих вузах реально означает массовый переход к платному высшему образованию, что противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на бесплатное высшее образование.

Примечание: См. П.10 Положения об условиях и порядке проведения в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.02.02: «Если стоимость обучения превышает размер финансового обязательства, он заключает с вузом договор на свое обучение и вносит разницу между стоимостью обучения и величиной финансового обеспечения финансового обязательства».

Ученый совет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, опираясь на проверенный временем опыт академической автономии, считает, что единый государственный экзамен, будучи приемлемой формой оценки знаний учащихся средних школ, не может использоваться в качестве единственного механизма отбора студентов в МГУ. Главным в работе с абитуриентами в Московском университете и впредь остается система вступительных экзаменов, дополненная региональными олимпиадами, творческими конкурсами и другими формами поиска талантливой молодежи по всей России, позволяющими оценить не только совокупный средний уровень знаний абитуриента, но и его способность логически и оригинально мыслить, а значит, быть готовым к обучению и дальнейшей творческой работе.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog