Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко постепенно отказывается от
груза концепций и проектов, оставленного его предшественником Владимиром
Филипповым. На днях он начал массированную информационную атаку против
ключевого аспекта образовательной реформы -- единого государственного экзамена
(ЕГЭ). Еще в конце минувшей недели, на встрече с ректорами России, г-н
Фурсенко был сдержан в оценках единого экзамена и призывал не делать поспешных
выводов ни за ни против. «Мы объявили эксперимент, теперь давайте всерьез
разберемся в том, что собой представляет ЕГЭ, сделаем анализ и рассмотрим
результаты», -- сказал он. Однако уже в понедельник, зачитывая доклад на
российско-американской конференции, посвященной развитию исследовательских
институтов, новый министр образования пообещал, что ЕГЭ не будет превращен в
единственную из существующих форм проверки знаний российских выпускников.
Вчера же, выступая еще на одной конференции -- «Конкурентоспособность и
модернизация экономики», Андрей Фурсенко заявил, что прием в вузы по
результатам массового ЕГЭ несовместим с понятием профессионального высшего
образования. Вузы должны иметь возможность выявлять уникальных студентов. «ЕГЭ
позволяет независимо от личных отношений с преподавателем оценить знания
абитуриентов, -- сказал министр. -- Это обеспечивает некое социальное
равенство. Но профессионализм никогда не связан с социальным равенством и
требует личностного подхода к абитуриенту».
Г-н Фурсенко также дал понять, что школьная реформа развивалась несколько не в
том ключе, в каком ему хотелось бы ее видеть. «Школьное образование нуждается
в максимально серьезной реструктуризации и поддержке», -- напугал он коллег из
старого Минобразования. Правда, затем он всего лишь призвал «повысить статус
педагога, поскольку обиженный и обездоленный преподаватель ничему хорошему
научить не может ни в профессиональном, ни в образовательном плане»,
существенно расширить возможности дистанционного обучения, сделать образование
диверсифицированным, вернуть школе воспитательную роль. Что же касается вузов,
то Минобразования намерено разработать прогноз потребностей рынка в
специалистах на 5--10 лет. И в зависимости от этих данных формировать госзаказ
на те или иные специальности. Хотя, по словам г-на Фурсенко, очевидные
приоритеты можно определить уже сейчас -- это развитие био-, космических и
атомных технологий.
Знаковым в свете новой образовательной политики стало еще и то, что Владимир
Филиппов не получил пост первого заместителя министра образования и науки,
обещанный ему в дни смены правительственного кабинета. Вчера стало известно,
что на этот пост премьер-министр Михаил Фрадков назначил Владимира Фридлянова,
курировавшего в старом Министерстве промышленности, науки и технологий легкую
и текстильную промышленность.