СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Главные новости проекта - архив 2003


Обращение к Президенту и депутатам Государственной Думы России

Господин Президент! Господа депутаты!

В последние годы в России Министерство образования проводит широкомасштабную «модернизацию образования».
По сути дела сегодня речь идет о судьбе образования как самого значимого компонента в развитии страны.
С нашей точки зрения, реализуемый в настоящее время план «модернизации» образования представляется неприемлемым. Достаточно указать наиболее значимые компоненты этого плана и их очевидные следствия.
1. Примитивизация стандартов для средней школы в совокупности с профилированием старших классов лишат основную массу школьников полноценной естественно-научной базы знаний, т.е. фундаментальной компоненты образования, без которой немыслимо поступательное развитие России в XXI веке в условиях нанотехнологической революции.
2. Примитивизация процедуры контроля знаний абитуриентов разрушит сложившийся взаимно-дополнительный комплекс, фактически стимулирующий абитуриентов к улучшению качества подготовки. Здесь имеется в виду волюнтаристское внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ), несмотря на его системные недостатки.
3. Разрушение высшей школы. Поскольку сократится число выпускников средней школы, способных к продолжению образования, а предлагаемый механизм государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) по результатам ЕГЭ резко уменьшит число бюджетных мест в ВУЗах, высшее образование превратится в элитарный институт.
По существу весь «инструментарий» реформы направлен на отключение государственной поддержки большинства вузов. В этом случае глобальные (и, что не менее важно, необратимые) потери для России неизбежны.
Подобная политика в области образования резко контрастирует с наблюдаемой закономерностью эволюции информационной среды. Как Вам, безусловно, известно, в настоящее время происходит в среднем до 5 смен социально значимых технологий за время активного периода (25-30 лет) жизни человека (поколения). В силу большой инерционности громоздкий аппарат управления отстает от стремительно обновляющейся реальности. Поэтому жесткое директивное управление оказывается неэффективным (к моменту выработки и согласования директива устаревает, тормозя и хаотизируя процесс решения проблемы), то есть за системой управления должен остаться долгоживущий доктринальный уровень и нижний – координирующий. Основные же функции по реализации доктрины переходят к непосредственным исполнительным структурам разного уровня, вплоть до отдельного работника.
Поскольку ВУЗы в процессе своей деятельности, с одной стороны, отслеживают происходящие изменения в образовательной среде, а с другой стороны, формируют эти изменения, они осуществляют не пассивный, а активный мониторинг, и, значит, именно за ними должен сохраняться приоритет во всех вопросах, связанных с обеспечением качества образования, включая и контроль его уровня.
Во избежание ошибочных решений представляется целесообразным ввести для разработок и экспертизы по значимым вопросам образования и науки механизм, опирающийся на интеллектуальный потенциал страны. Существенно, что современное состояние развития общества дает технологическую возможность введения такого механизма путем компьютерного голосования. Структурами, практически готовыми к его реализации, являются сейчас Академия наук и высшая школа, обладающие, с одной стороны, компетентными высококвалифицированными кадрами, а с другой стороны, интегрированные в сеть Интернет.
Поэтапное введение процедуры оперативной экспертизы, востребующей интеллектуальный потенциал страны, - важный дополнительный ресурс России.
Мы должны иметь в виду и демографическую ситуацию, создающую уже в ближайшие годы возможность для всеобщего высшего образования в России. Чтобы ее реализовать, достаточно сохранить существующее количество бюджетных мест в вузах. В связи с этим естественно расширить формулировку статьи 1 закона «Об образовании», изложив пункт 1 статьи 1 в следующей редакции:
«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной и считает необходимым создание условий для всеобщего высшего образования.».
В любом случае требуется взвешенное и широкое обсуждение сложившейся ситуации, призванное исключить возможность нанесения ущерба имеющейся системе образования и разработать оптимальный вариант его развития.
Призываем Вас к организации такого обсуждения, результаты которого только и могут стать основанием легитимных мер по изменению всех образовательных институтов России.



Доктор физ.- мат. наук, профессор М.П.Кащенко
Кандидат физ.- мат. наук, доцент С.В.Коновалов
Кандидат физ.- мат. наук, доцент А.В.Нефедов
 

Открытый подписной лист:

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog