Обращение к Президенту и депутатам Государственной Думы России
Господин Президент! Господа депутаты!
В последние годы в России Министерство образования проводит
широкомасштабную «модернизацию образования».
По сути дела сегодня речь идет о судьбе образования как самого значимого
компонента в развитии страны.
С нашей точки зрения, реализуемый в настоящее время план
«модернизации» образования представляется неприемлемым. Достаточно указать
наиболее значимые компоненты этого плана и их очевидные следствия.
1. Примитивизация стандартов для средней школы в совокупности с
профилированием старших классов лишат основную массу школьников полноценной
естественно-научной базы знаний, т.е. фундаментальной компоненты образования,
без которой немыслимо поступательное развитие России в XXI веке в условиях
нанотехнологической революции.
2. Примитивизация процедуры контроля знаний абитуриентов разрушит
сложившийся взаимно-дополнительный комплекс, фактически стимулирующий
абитуриентов к улучшению качества подготовки. Здесь имеется в виду
волюнтаристское внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ), несмотря на
его системные недостатки.
3. Разрушение высшей школы. Поскольку сократится число выпускников
средней школы, способных к продолжению образования, а предлагаемый механизм
государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) по результатам ЕГЭ резко
уменьшит число бюджетных мест в ВУЗах, высшее образование превратится в
элитарный институт.
По существу весь «инструментарий» реформы направлен на отключение
государственной поддержки большинства вузов. В этом случае глобальные (и, что не
менее важно, необратимые) потери для России неизбежны.
Подобная политика в области образования резко контрастирует с наблюдаемой
закономерностью эволюции информационной среды. Как Вам, безусловно, известно,
в настоящее время происходит в среднем до 5 смен социально значимых технологий
за время активного периода (25-30 лет) жизни человека (поколения). В силу
большой инерционности громоздкий аппарат управления отстает от стремительно
обновляющейся реальности. Поэтому жесткое директивное управление оказывается
неэффективным (к моменту выработки и согласования директива устаревает, тормозя
и хаотизируя процесс решения проблемы), то есть за системой управления должен
остаться долгоживущий доктринальный уровень и нижний – координирующий.
Основные же функции по реализации доктрины переходят к непосредственным
исполнительным структурам разного уровня, вплоть до отдельного работника.
Поскольку ВУЗы в процессе своей деятельности, с одной стороны, отслеживают
происходящие изменения в образовательной среде, а с другой стороны, формируют
эти изменения, они осуществляют не пассивный, а активный мониторинг, и, значит,
именно за ними должен сохраняться приоритет во всех вопросах, связанных с
обеспечением качества образования, включая и контроль его уровня.
Во избежание ошибочных решений представляется целесообразным ввести для
разработок и экспертизы по значимым вопросам образования и науки механизм,
опирающийся на интеллектуальный потенциал страны. Существенно, что современное
состояние развития общества дает технологическую возможность введения такого
механизма путем компьютерного голосования. Структурами, практически готовыми к
его реализации, являются сейчас Академия наук и высшая школа, обладающие, с
одной стороны, компетентными высококвалифицированными кадрами, а с другой
стороны, интегрированные в сеть Интернет.
Поэтапное введение процедуры оперативной экспертизы, востребующей
интеллектуальный потенциал страны, - важный дополнительный ресурс России.
Мы должны иметь в виду и демографическую ситуацию, создающую уже в
ближайшие годы возможность для всеобщего высшего образования в России.
Чтобы ее реализовать, достаточно сохранить существующее количество бюджетных
мест в вузах. В связи с этим естественно расширить формулировку статьи 1
закона «Об образовании», изложив пункт 1 статьи 1 в следующей редакции: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной и
считает необходимым создание условий для всеобщего высшего образования.». В любом случае требуется взвешенное и широкое обсуждение сложившейся
ситуации, призванное исключить возможность нанесения ущерба имеющейся системе
образования и разработать оптимальный вариант его развития.
Призываем Вас к организации такого обсуждения, результаты которого только и
могут стать основанием легитимных мер по изменению всех образовательных
институтов России.
Доктор физ.- мат. наук, профессор М.П.Кащенко
Кандидат физ.- мат. наук, доцент С.В.Коновалов
Кандидат физ.- мат. наук, доцент А.В.Нефедов