СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Главные новости проекта - архив 2003


Из Латвии с любовью: школьная реформа-2004

Меньше года осталось до вступления в силу нового латвийского закона об образовании, предусматривающего перевод русских школ на государственный язык обучения. Согласно новому закону даже негосударственные учебные заведения с русским языком преподавания не могут рассчитывать на государственные субсидии.

Чрезвычайно характерным является то, что ретивые чиновники стремятся «сдать план досрочно», уже сейчас закрывая русские школы. Так, 6 ноября депутаты самоуправления города Цесис приняли решение о ликвидации единственной школы для детей некоренного населения – 2-й средней, якобы из-за недобора в классах (в подобных случаях власти всегда идут навстречу латышским школам).

Этот и многие подобные случаи хорошо иллюстрируют проводящуюся властями политику «интеграции по-латвийски», направленную на ассимиляцию русского населения и лишение его своей национальной идентичности. Само государство лицемерно оправдывает насаждаемую им практику апартеида заботой о русских школьниках – якобы они не смогут учиться в латвийских вузах, которые давно перешли на госязык. На самом же деле такие проблемы возникают именно у латышей из глубинки, потому что почти вся специальная и техническая литература в Латвии имеется лишь на русском и в небольшом количестве на английском языках.

Видимо, в данном случае Латвию можно рассматривать как некий полигон, на котором происходит то, что завтра, возможно, будет происходить и в самой России после вероятной победы неокочевников. Ни для кого не секрет, что вся мощь пропагандистской машины ЛР направлена против российского государства вообще и прибалтийских русских в частности. Подспудно внушается мысль: быть русским непочетно и невыгодно. Эта мысль проводится на всех уровнях – от президентской канцелярии до класса в деревенской школе.

Большой шум в республике подняло происшествие в 63-й рижской школе, когда учащиеся отказались посещать уроки латышского языка, обвинив преподавателя в систематическом унижении своего национального достоинства. Начальник госинспекции, призванной расследовать этот случай, заявил «как в этой школе, так и во многих других школах, очевидно, недостаточно ведется воспитание в латышском духе, которому нужно быть в поле зрения руководства школы». Это ли не частное доказательство того, что институты интеграции фактически служат задачам ассимиляции нацменьшинств?

Отрадно по крайней мере то, что задача спасения русской школы сумела во многом сплотить русскоязычную общину Латвии. Так, действует клуб учащихся «Страсбург», объединивший русскую молодежь, недавно был организован фонд «Русская словесность» под руководством известного в СССР деятеля культуры Юрия Абызова. Он отмечает – желание учиться и уровень знаний у русской молодежи Латвии намного меньше, чем у их собратьев в России. В Латвии нет новых научных изданий на русском языке, и надеяться на помощь правительства не приходится. Восполнить этот пробел и намеревается фонд своей издательской деятельностью. Широкую известность получила поездка русских школьников из Риги в Страссбург , где они на заседании Европарламента отстаивали свое право получать образование на родном языке.

К сожалению, русская община слишком большие и, видимо, необоснованные надежды возлагает именно на помощь «цивилизованной Европы». Так, видный деятель движения «За Права человека в единой Латвии» Татьяна Жданок заявила о необходимости убедить экспертов ЕС и ООН в более критической оценке «реформы-2004». Представляется, что эти чаяния не принесут ожидаемого: никого за границей наши проблемы не волнуют – банально, но факт.

Генсек парламентской ассамблеи НАТО Саймон Лунс – «визит (представителей комиссии ПА в Ригу – авт.) доказал, что в сфере, связанной с русскоязычным меньшинством Латвия достигла существенного прогресса и живет в соответствии с европейскими стандартами. Это означает, что проблема решена полностью, однако члены ПА на личном опыте знают, что для решения таких вопросов требуется время и терпение». Иными словами, Лунс советует латвийским властям затягивать и забалтывать проблему, чтобы приучить русскую общественность к мысли, что с потерей школ ей придется смириться. Это как нельзя лучше совпадает с позицией латвийских властей, представители которых неоднократно заявляли, что стоит Латвии вступить в ЕС и НАТО и гайки будут завинчены до упора – ведь опасаться уже ничего не придется.

Кстати, Лунс считает «возмутительным» «необъективное отражение» хода визита представителей ПА в Ригу русскоязычной прессой, которая пыталась в оговорках высокопоставленных лиц найти хоть малейшее подтверждение надежде, что «запад нам поможет». По словам Лунса, «такие публикации свидетельствуют не только о низких журналистских стандартах, но и об отсутствии доброй воли и честности, которые абсолютно необходимы для нормального развития государства… Осмелюсь утверждать, что это отражения визита в русскоязычной прессе, особенно в газете «Час», стало типичным примером необъективности представителей этой прессы».

Крайнее возмущение латвийских властей вызывают даже те слабые непоследовательные действия, предпринимаемые Россией в защиту соотечественников. По словам министра иностранных дел Сандры Калниете, Россия сама мешает интеграции своими заявлениями, не будь которых, русские Латвии, не ободряемые призрачными надеждами, давно бы уже стали лояльными подданными гордого государства.

Крайнее презрение к «инородцам» сквозит и в поведении министра образования Карлиса Шадурскиса, который отказался принять 107 тысяч подписей в защиту русского образования, заявив, что они не заверены нотариально.

С середины 1990-х годов по сей день власти независимой Латвии поступенчато, пошагово подходили к своей главной цели – создать национальное государство не только с внешними атрибутами, но и являющееся таковым по факту. Русская школа здесь – самый характерный пример. Сначала ученика заставили до изнеможения изучать госязык (от 5 и более уроков в неделю, включая латышскую литературу и специальные факультативы). Затем отобрали высшее образование на русском языке, которое доселе было флагманом во всем бывшем союзе. Эти горькие пилюли с легкостью были проглочены. И только когда власть начала наступление на форпост национального образования – русскую среднюю школу, - началось что-то сродни народному движению протеста. Официальные оппозиционные партии, общественные движения, активисты из толпы грудью встали на баррикады. Только в этом году после вступления в силу нового Закона об образовании в столице республики и провинциальных городах прошло более десятка демонстраций и акций протеста. Движение против «реформы-2004» приобрело массовый характер, разработало яркую, узнаваемую символику и громкие лозунги. Однако воз и ныне там. Незначительные уступки, продиктованные внутренним сопротивлением и извне - со стороны европейских комиссий, - представляются плановыми жертвами официоза в борьбе за свое видение будущего многонациональной Латвии. Реформе образования быть – это неоспоримый факт. Русскоязычное меньшинство получило еще один болезненный удар, который для трезвомыслящих людей означает одно – надо менять методы и средства сопротивления. Об этом мы будем говорить в следующий раз, а пока – немного подтверждающей статистики:

- В 2000 году натурализовалось (получило гражданство) 14 тыс. человек из неграждан.

- В 2001 – 10 тыс. человек.

- В 2003 – 9 тыс. человек.

Горькая для нынешней Латвии статистика, которая свидетельствует об уровне доверия «инородцев» к взлелеянной руководством модели интеграции общества… Русское население Прибалтики, не веря даже избранным им политикам и голосуя по принципу: «Против всех, но лучше за этих», поворачивается спиной как внутренним общественно-политическим процессам, которые инициируются официально зарегистрированными организациями, так и к внешней, теоретически возможной помощи исторической Родины. Русские Латвии сегодня находятся в идеологическом тупике. Ясно одно: эффективная защита своих прав может состояться только прои наличии сильного и быстро развивающегося Российского государства, которое найдет в себе политическую волю вмешаться во внутренние процессы соседнего государства и выступить в защиту соотечественников.

Владимир Вакула, Юрий Каршин
 

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog