СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Главные новости проекта - архив 2003


Сначала умножить, потом поделить...

 Лист ожидания

МАРИЯ СОЛОВЬЕВА
Источник: ИТОГИ  

Председатель Совета ректоров Москвы Игорь Федоров опасается, что абитуриентская кампания-2004 будет очень трудной Недавно министр образования Владимир Филиппов и группа ректоров во главе с председателем Совета ректоров московских вузов, ректором МГТУ им. Баумана Игорем Федоровым встретились и обсудили технологию приема в столичные вузы в 2004 году. Проблема заключается в том, что московский департамент образования не рискнул ввести Единый государственный экзамен (ЕГЭ) во всех столичных школах, включив в эксперимент лишь половину образовательных округов города - по сути 50 процентов школ. Зато вузы, кроме независимого от Минобразования МГУ, переходят на ЕГЭ в полном составе. Поэтому высшим учебным заведениям пришлось серьезно задуматься о технологии приема, ведь они должны предоставить равные возможности и тем абитуриентам, которые принесут "егэшные" сертификаты, и тем, кто придет с обычными аттестатами.

О том, какие варианты зачисления могут быть и какие в связи с этим возникают проблемы, в интервью "Итогам" рассказал Игорь Федоров.

- Можно говорить о том, что все вузы Москвы будут принимать по результатам ЕГЭ?
- Мы можем об этом говорить как о деле решенном. А вот как это будет - как раз и обсуждается. Концепция следующая: на 50 процентов специальностей каждого факультета будут принимать результаты ЕГЭ по всем предметам, которые назначает вуз в качестве вступительных экзаменов. Вначале мы рассматривали другой вариант приема: половина студентов на все специальности поступает по результатам ЕГЭ, другая половина - по традиционному принципу. Но этот вариант оказался неприемлем, потому что проходной балл на одну и ту же специальность мог оказаться совершенно разным. Поэтому многие ректоры согласились с тем, что справедливее будет выделить на каждом факультете специальности, на которые будет открыт прием по ЕГЭ. И это не будут какие-то мало востребованные специальности, ведь специализации на каждом факультете родственны и в смысле привлекательности, и по структуре, и по очень многим другим показателям. Если делить иначе, скорее всего получится, что под эксперимент будут отданы самые непопулярные факультеты. Мы хотим этого избежать.

- Сколько же бюджетных мест займут в таком случае "егэшники"?
- Получится, думаю, процентов 25. Смотрите: мы отдаем им 50 процентов специальностей, затем уравниваем шансы москвичей и иногородних. То есть еще половина от половины. Это в идеальном случае. Но есть еще те, кто поступает по результатам олимпиад, и таких немало.

- Как пройдет сама процедура зачисления, после того как выпускники сдадут в июне экзамены?
- Те, кто сдавал ЕГЭ, рассылают сертификаты по вузам. Этот сертификат попадает на ту специальность, на которую мы принимаем ЕГЭ, и участвует в конкурсе. Придут также школьники с аттестатами и будут сдавать экзамены. Далее вузы приводят результаты ЕГЭ и собственных экзаменов к единой системе координат. Люди с наивысшими баллами станут студентами.

 - Каким образом будут соотноситься оценки ЕГЭ, где 100-балльная система, и вузовские, где 5-балльная?
- Будут переводные коэффициенты. Вузы выставят свои баллы и там, где есть необходимость соотнесения с результатами ЕГЭ, переведут в 100-балльную систему, а затем ранжируют все поданные заявления. Технология такого перевода уже разработана и в прошлом году использовалась в тех московских вузах, где ЕГЭ принимался: Финансовая академия, Высшая школа экономики.

- Что вызывает наибольшие споры или недовольство?
- Трудно сейчас сказать, что получится на практике. Масштабы эксперимента при включении Москвы существенно меняются. Поэтому могут быть разные неожиданности. Мне кажется, что самой проблематичной окажется работа на так называемом листе ожидания. Когда закончатся все экзамены, выстроятся по ранжиру наши абитуриенты, мы начнем рассылать сообщения о том, что лучшие - 100 или 500 - должны привезти свой аттестат, а остальные, оказавшиеся в списке ниже этих лучших, ждут. Лучших зачисляют сразу, хотя никто не дает гарантии, что они предоставят комиссии аттестаты. Ведь они уже могли поступить и в другой вуз. Тогда по окончании некоторого периода времени приемная комиссия предлагает места тем, кто ниже в ранжире. Здесь сложность не только в самой процедуре, но и в том, что нижние могут не дождаться и тоже уйти. Они не могут находиться в неизвестности слишком долго, ибо потеряют места в других, пусть и менее престижных вузах. - Но по положению о зачислении надо ждать только три дня, чтобы получить ответ. - Три дня на первую волну, а потом еще три дня, и так далее. По просьбе министерства будет создана группа из ответственных секретарей приемных комиссий московских вузов, в качестве консультантов в нее пригласят людей из тех учебных заведений других регионов, где по ЕГЭ уже накопили опыт. И эта группа, которая начинает работать на этой неделе, должна будет выработать четкие временные рамки: три дня, два дня - посмотрим. Ведь поступивший в другой вуз человек, которого мы тоже вызываем, просто не ответит - мы ему уже не нужны. Поэтому следует отвести на ожидание какое-то оптимальное время. Оно не должно быть слишком большим, чтобы не затянуть процедуру, но достаточным для получения ответа. Я опасаюсь, что весьма привлекательные во всех отношениях московские вузы могут быть засыпаны градом предложений, но пока они будут разбираться с приглашениями-ответами, список просто растает. Больше всего меня волнует процесс зачисления, из-за которого мы просто можем провалить прием.

 - Из всего сказанного вами вытекает, что московские вузы отказываются от идеи профильного экзамена, который так активно лоббировали?
- Дело в том, что этот профильный экзамен мы должны как-то противопоставить результатам ЕГЭ. И насколько это юридически обосновано, не совсем понятно. Допустим, мы заявляем, что физику - профилирующий предмет - мы у тебя сами посмотрим. Не важно, мол, что по ЕГЭ ты ее сдал. На каком основании это можно делать? Будут проблемы и тогда, когда какое-то количество абитуриентов наберет абсолютно одинаковое число баллов. Придется вводить некие дополнительные показатели. Конкурс документов, например.

 - Каких документов?
 - Которые показывают результаты предметных олимпиад, каких-то конкурсов. Но это уже техническая задача, которая, конечно, может оказаться сложной. Еще вот что важно: мы всегда настаивали, и с этим уже согласилось Минобразование, что значительная часть абитуриентов должна быть принята по результатам всероссийских или вузовских олимпиад, конкурсов и программ. Без ЕГЭ и без экзаменов. Это и есть средство поиска талантливой молодежи, которая хочет и может учиться в конкретном вузе. Вот вам и "свой" студент. - И, как водится, вузы срочно увеличат количество олимпиад и количество победителей, чтобы избавиться от ЕГЭ... - Фактически будет увеличено число олимпиад, но они могут пройти под единым координирующим началом. Мы думаем над созданием некоего Центра олимпиад, он нужен для того, чтобы все, что проводится под его началом, признавалось Министерством образования. А все программы и конкурсы конкретных вузов могут быть включены в единую систему олимпиад. Тогда обойдется без злоупотреблений, на которые вы намекаете. Например, по инженерным дисциплинам будут действовать программы, аналогичные программе "Шаг в будущее", которая реализуется у нас в Бауманском университете. Структура ее такова, что выделяются федеральная и региональные части. Предполагается, что победители региональных олимпиад будут поступать без экзаменов в региональные профильные вузы, а федеральной - без экзаменов в любые вузы всей России. Программа уже действует, по-моему, в 79 регионах, остались неохваченными всего 10. Победители из этих регионов, их обычно 650 человек, съезжаются в Москву в апреле на заключительный финал. И при возят они не решения заранее заданных задач, а свои разработки, проекты. Это уже совершенно другой уровень отбора и другой уровень студенческой аудитории. - А не получится так, что "егэшники" окажутся слабее поступивших по результатам олимпиад или обычных экзаменов? - Может быть. Бывает так, что на некую специальность приходят люди не очень сильные даже по результатам обычных экзаменов. Некая неуравновешенность наверняка будет. Но только надо понять, почему: просто разный контингент идет или в Москве какая-то специальность более популярна, чем в среднем по России, а может, потому, что проведено неадекватное сравнение. А когда поймем, будем искать рычаги для выравнивания ситуации.

- Как долго в таком половинчатом режиме придется работать московским вузам? Хватит года на апробирование?
- Это зависит от того, как быстро школы Москвы перейдут на ЕГЭ. Если в следующем году опять их будет половина, то нам придется работать так же. Если единый экзамен станет обязательным для России, то мы полностью перейдем на прием по ЕГЭ. За исключением, конечно, программ, конкурсов, олимпиад.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog