СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Главные новости проекта - архив 2003


Поле Куликово образования

Премьер-министр Михаил Касьянов с трибуны Гражданского форума в Москве заявил, что не представляет себе реформы об­разования без всенародного обсужде­ния. Однако Александр Солженицын убежден, что чиновничество ни за что не допустит общенациональной дис­куссии по реформе образования. Ди­ректор Московского института обра­зовательных систем Абрамов на кол­легии Министерства образования за­явил, что нынешняя образовательная ' политика игнорирует мнение обще­ственности и профессионального со­общества, и предложил провести все­российский чрезвычайный съезд по образованию.

Всероссийское августовское педа­гогическое совещание началось с интернет-обращения министра образо­вания Владимира Филиппова, которое можно считать знаковым. Впервые министр назвал главной задачей сове­щания - услышать голос творческих педагогов и воплотить в жизнь наибо­лее ценные идеи и проекты.

Но, по мнению главы губернского образовательного ведомства Ефима Когана, которому слово в слово вторит директор тольятгинского департамента образования Елена Еремина, - дискутировать не о чем. Отныне главная задача школы - подстраивать детей под рынок. Ей предстоит стать цехом по производству образовательных услуг для потенциального заказчика. Про со­действие гармоничному развитию лич­ности следует забыть, это утопия;

Нашим читателям, которые в большинстве своем имеют счастье быть родителями, трудно не быть затянутыми в водоворот событий, связанных с реформой школы. Заговорили было, что школе следует повернуться лицом к жизни и ребенку, гуманизироваться. Ныне шарахнулись в диаметрально противоположную сторону и подняли двуглавое знамя рынка и профилизации.

Корреспондент "ТО", стремясь помочь своим читателям найти истину, встретился с известным в Тольятти педагогом, автором педагогиче­ского проекта, прошедшего все существующие в стране экспертизы, создателем и руководителем детского оздоровительно-образовательного центра "Поиск" Владимиром Лебедевым.

К крепостному праву

Корр.: Так получается всенарод­ное обсуждение реформы образо­вания или нет?

Лебедев: Солженицын знает, что говорит, На мой взгляд, мы имеем дело с очередной мощнейшей попыткой изменения сознания россиян через образование, через навязывание чуж­дых нам целей и ценностей. В образо­вании и правительстве уже много лю­дей с промытыми на Западе мозгами. Возможно, они и не ведают; что через них осуществляется политика превра­щения могучей нации в безвольное и безликое население. Какая может быть дискуссия, если "лидерам" образова­ния впервые просто нечего сказать о том главном, ради чего человеку действительно стоит вдохновенно жить, какими ценностями и идеями руковод­ствоваться в жизни. Под их диктовку пишутся самые мрачные страницы в истории отечественного образования. Разумеется, здесь есть и вина полити­ков, позволивших пустить землю с мо­лотка. Представьте себе крестьянина без земли. Грядет откат к крепостно­му праву.

Корр.: А что мешает вывести дискуссию по реформе образования на профессиональный и конструк­тивный уровень в Тольятти?

Лебедев: Дискуссия подавляется административным ресурсом. Сегод­ня, когда народ в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации об­ладает всей полнотой власти, торже­ствует чиновничья круговая порука, а не демократия. Как в старые добрые сталинские времена, требуется граж­данское мужество, чтобы высказать иное, чем у учредителя, мнение отно­сительно целей и содержания образо­вания наших детей. А значит, и буду­щего России. На протяжении по­следних трех лет основной принцип руководства департамента образова­тельными учреждениями - угроза увольнения. Мне на протяжении трех лет отказывают в праве дать оценку деятельности департамента образова­ния па августовских конференциях. Я неоднократно ставил на директорских совещаниях вопрос о финансировании постоянной рубрики "Университет родительских знаний" на телевидении и в газетах. На это денег никогда нет. И в то же время тольяттинские СМИ буквально заполонили чиновники от образования, которые забивают наро­ду буки на своем птичьем языке, какая замечательная у них программа мо­дернизации. Скромно умалчивая при этом: по заказу с Запада и за деньги, занятые на Западе. Словно все поколе­ния россиян мечтают вечно жить в долговой яме. Чиновники платят на­родные деньги, по заказывают антина­родную музыку Жаль, что все меньше в городе СМИ, осознающих, что про­исходит на самом деле. имеющих соб­ственную гражданскую позицию.

Корр.; Журналистам и читате­лям достаточно сложно разобрать­ся в том, что считают нужным об­народовать управленцы. Проком­ментируйте вкратце актуальность и эффективность предлагаемых ими нововведений.

Лебедев: Бессмысленно обсуж­дать то, что идет от чиновника. Он втягивает в обсуждение надуманных вопросов. Славится профессиональ­ным умением ускользать от дискуссии по действительно важным вопросам. Стараясь оправдать свой хлеб, испол­няет песни не о главном. Вот и сейчас. Прогрессивная педагогическая и родительская общественность страны ведет полемику о причинах кризиса образования и путях его преодоления. А чем в это время озабочены чинов­ники от образования? Да разным. Пла­нов громадье. Причем они крайне не­последовательны, успешно провалива­ются один за другим. Талдычат о перегрузке школьников, но внедряют двенадцатилетку. Испугавшись девятого вала подростковой преступности, по­клялись-таки повернуть школу лицом к ребенку и жизни - гуманизировать. Поскольку от пустых обещаний ре­зультаты плачевные, решили с идеей гуманизации покончить. Стали живо­го человеческого детеныша втиски­вать в прокрустово ложе образователь­ного стандарта. Не работает. А что ежели в обветшавшую школьную из­бушку подселить бабу ЕГУ? Денег-то на ремонт нет, зато можно подпи­саться на еврозаказ, заодно призанять деньжат на модернизацию-профилизацию. А поскольку зарплаты у педаго­гов символические, возникает идея сконцентрировать и прокручивать их деньги в Самаре. Только и делов; пе­ресади всех чохом в виртуальные ок­руга и получай за близость к власти прямо на поле чудес орден "За заслуги перед Отечеством"... А отечество всех нас спросило? Комментарий сле­дующий: "Увы, друзья, как ни сади­тесь, а обучать вы не годитесь!"

Вершина айсберга

Корр.: Вы знакомы с обращени­ем к президенту Путину и аргумен­тами общественного движения "Ро­дительский комитет"? Действи­тельно ли ситуация в образовании не разрешима на местном уровне и требует вмешательства президен­та страны?

Лебедев: Симптоматично, что я узнал об этом событии не из тольят-

тинских СМИ, а из интернета. Дело в том, что обращение тольяттинцев всколыхнуло всю страну. Возникло Все­российское движение "SOS! Спасем российскую школу". И хотя, на мой взгляд, спасать следует ребенка, в це­лом родители правы, требуя остано­вить иностранное вмешательство в дело национального образования и отстранить от руля временщиков, взяв­ших курс на прозападную модерниза­цию. Родители, не являясь эксперта­ми, видят только вершину айсберга, способного потопить Россию. Сама ситуация протеста, но не конструк­тивной дискуссии свидетельствует о том, что за фасадом деклараций о бла­ге наших детей внедряется настолько чужеродная нашей культуре прозапад­ная идея генетической модификации менталитета россиян, что она заведо­мо не выдержит открытой и честной полемики. Наше общество претенду­ет называться демократическим. Од­нако механизм быть услышанным не срабатывает. Родители просто вынуж­дены были обратиться к президенту как гаранту Конституции.

Корр.: Разве заявленное депар­таментом образования участие об­щественности в управлении школой не стало проявлением демократи­зации школы?

Лебедев: Скорее всего, это лишь ширма, за которой удобно скрывать келейно принятые решения. Ведь как только общественность попыталась вмешаться, реализовать свое конститу­ционное право на участие в управле­нии образованием, ее тотчас постави­ли на прежнее место на обочине собы­тий, указав на некомпетентность. В от­вет вполне уместно напомнить историю вопроса: не так давно подобную попытку коммерциализации российс­кого образования сокрушила вполне компетентная когорта хранителей тра­диций исконно российского образова­ния во главе со всемирно известным академиком РАО Васипием Давыдовым.

Корр.: А что, собственно, плохо­го в идеях компетентности, предпро-фильной и профильной подготовки?

Лебедев: Продавливая приоритетом номер один задачи профильного обу­чения, мы неизбежно получаем прямо противоположный результат: оконча­тельно утрачиваем феномен Мастера, уважение к человеку-созидателю. Всем нам с детства внушали: без высшего об­разования человек в современном об­ществе лишен жизненных перспектив. Разве это не подрывает в корне уваже­ние к человеку труда? А теперь через тестирование убеждают детей и роди­телей в обратном. Подобный управлен­ческий подход в народе метко называет­ся "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Разумеется, никто и не возражает против того, чгобы каждый человек был сво­евременно профориентирован, стал компетентным во всех аспектах своей жизнедеятельности. Однако жизнь чело­века не сводима к его профориентации, а нашим управленцам теперь, видимо, удобно считать иначе.

Корр.: Почему молчит профес­сиональное педагогическое сооб­щество, все те, кто способен и дол­жен занять экспертную позицию в данной кризисной ситуации, помочь пролить свет на истину?

Лебедев: На мой взгляд, пробле­ма большинства педагогов в том, что им явно не хватает целостного фило­софского осмысления происходящих в стране и во всем мире событий. Да и не мудрено. Ведь они сами прошли школу, обучающий конвейер, который усредняет личность, стандартизиру­ет, учит быть таким, как все. Но не учит главному - жизни, умению плыть против течения. Так что здесь есть о чем призадуматься, и крепко.

"Иконизация" рынка

Корр.: Что свидетельствует о том, что в России насаждается "ко­лониальное образование"?

Лебедев: Чрезмерная актуализа­ция темы компетентности, профиль­ной подготовки в контексте "икони-зации" рынка как раз и свидетельству­ет о колониальном векторе модерни­зации российского образования. Всем, кто знает историю вопроса, понятно, что здесь первопричиной является сформулированный Евросоюзом заказ образованию - на благозвучные ком­петентности. Именно здесь основной камень преткновения. Большой биз­нес, заняв командные высоты в обще­стве, требует от системы образова­ния обеспечить рыночную экономи­ку безропотной рабочей силой. За­казчиков и исполнителей заботит лишь система профессиональной "огранки" того, что уже выросло. Аморфным населением проще манипулировать, чем одухотворенным народом. Вот действительные мотивы мощной стра­тегии большого капитала по измене­нию сознания россиян.

Корр.: Разве человечеству в на­стоящее время известны более эф­фективные экономические взаимо­отношения, нежели рыночные?

Лебедев: В основе прозападной политики, проводимой через образо­вание, лежат рыночные идеи, своеоб­разной иконой которых является миф об эффективности рыночного само­регулирования. То, что это миф, нео­чевидно только слепому. В ситуации слома идеологии государства в смя­тенное общественное самосознание усиленно внедряется мысль о необхо­димости посвятить свою жизнь служе­нию большому капиталу. А относи­тельно феномена "иконизации" рынка позволю себе сослаться на мнение из­вестного ученого Мануэля Кастельса из университета Беркли (США). Он утверждает, что упования на способ­ность рынка к саморегулированию совершенно беспочвенны. В связи с процессами глобализации мировых сетей информации, производства и сбыта, труда уже никто не может га­рантированно прогнозировать и эф­фективно управлять рыночной стихи­ей. Что чревато глобализацией всего спектра проблем человечества. Я пол­ностью солидарен с данным мнением и убежден в том, что современные ин­формационные технологии способны оптимизировать управление экономи­кой в планетарном масштабе. Это по­зволит человечеству достойно выпол­нять свою высокую миссию сотворца прекрасного мира. Дело за просвет­лением сознания и доброй волей по­литиков, бизнес-элит.

Дмитрий Быков, ИА "АРиА"

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog