ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ - ГОЛОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Министр финансов Алексей Кудрин считает, что государство "перекармливает"
сферу образования
Юлия Михайлова
Источник: Независимая газета
В очередной раз депутаты Государственной Думы РФ продемонстрировали свое
странное отношение к сфере образования. С одной стороны (на уровне деклараций),
депутатский корпус всегда ратует за отечественное образование, с другой стороны
(на уровне дел) - решительность его разом куда-то улетучивается. Как заявил
председатель комитета Госдумы РФ по образованию и науке Александр Шишлов после
голосования по поправкам, предложенным комитетом ко второму чтению проекта
бюджета-2004, думское большинство отказалось повысить зарплату педагогам и
увеличить расходы на информатизацию школы.
При обсуждении бюджета профильный думский комитет предлагал
выделить дополнительно 7,5 млрд. рублей на увеличение заработной платы
работников образовательных учреждений федерального ведения с 1 октября 2004 года
и 25 млрд. на финансовую помощь бюджетам регионов в части повышения зарплаты
педагогов. Также предлагалось выделить 2,5 млрд. на увеличение в 1,5 раза
студенческих стипендий и 5,6 млрд. на компьютеризацию школ. Указанные расходы
предлагалось профинансировать за счет разделов "Государственное
управление" и "Обеспечение государcтвенного долга".
Большинство депутатов Государственной Думы решительно
отказались прислушаться к аргументам членов комитета. "Для большинства
центристких фракций в Госдуме более весомым стало заявление главы Министерства
финансов Алексея Кудрина. При обсуждении предложений комитета по образованию и
науке представитель правительства прямо заявил, что и без дополнительных средств
государство "перекармливает" сферу образования", - сообщил Александр Шишлов.
В тот же день возле здания Государственной Думы состоялся
митинг, организованный отраслевыми профсоюзами работников образования, науки,
здравоохранения и культуры. Но, кажется, он остался не замеченным властными
структурами и озабоченными депутатами.
Министр финансов, конечно, экономить должен. Но лучше бы не
на учителях... Напомним, что до повышения тарифной сетки ставка молодого
специалиста, который приходит в школу, была всего лишь чуть больше 400 рублей
без надбавок. После всех усовершенствований системы оплаты труда эта ставка
возросла (в среднем на 270-400 рублей), но по-прежнему остается смехотворно
маленькой. Оставив в стороне все арифметические сложности тарифной и надтарифной
части и обзвонив несколько московских школ, мы выяснили, что в среднем учитель в
них получает сегодня от 2,5 до 3,5 тысячи рублей. И это при нагрузке, гораздо
превышающей положенные 18 часов в неделю. Конечно, во всех странах учителя
получают немного - не предприниматели же! Но, наверное, только в России они
получают неприлично мало, то есть меньше прожиточного минимума.
Безусловно, есть путь, благодаря которому наш учитель сможет
получать больше денег. И дело здесь, в общем-то, за малым. Надо всего лишь
поменять нашу Конституцию. Но только вряд ли большинство населения смирится с
тем, что школьное образование вдруг стало платным. Хотя говорить о бесплатности
образовательных услуг населению уже сегодня - почти верх цинизма. А вы бы что
хотели! Надо же как-то школам выживать и удерживать в школе учителей (а особенно
молодых, ярких и талантливых). Вот и крутятся школьные администрации. Некоторые
организуют фонды при школах, на счета которых поступают от родителей деньги для
косметического школьного ремонта и поддержки учительской зарплаты на уровне
цивилизованного государства. Из-за этих фондов и денег получают эти смелые
директора немало взысканий и нареканий от местных начальников управления
образованием: "Что за коммерцию развели!" Там, где школьный директор не изыскал
дополнительных средств к существованию для своих учителей, страдает,
естественно, школьный процесс, а точней, качество обучения. По исследованиям,
проведенным Минобразования РФ и Фондом общественного мнения, школьное
образование уже сегодня не соответствует требованиям родителей школьников. 63%
участников опроса ФОМа не уважают учительский труд, заметьте, все по той же
причине: "Учителя получают очень мало и думают только о том, как им
прокормиться..." Стремительно падает профессионализм учителей. Но, похоже,
господам депутатам теперь не до этих мелких проблем, главное сегодня - найти
деньги на выборы.
Кто средств будет иметь больше - тот и победит.