СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Развал российской школы


Не ГИФО, а образовательные кредиты!

ВАСИЛИЙ КОЛЕСОВ: "РОССИИ НУЖНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ"
Как помочь студенту осилить обучение?

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА, Дмитрий ШЕСТАКОВ
Источник: Известия науки
 

Декан экономического факультета МГУ Василий КОЛЕСОВ - противник ГИФО (Государственных именных финансовых обязательств). Что должно быть вместо ГИФО, как нужно организовать систему отечественного высшего образования? Об этом Василий КОЛЕСОВ рассказывает обозревателю "Известий" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

- Всякая крупная реформа должна иметь под собой понятную людям идею. Идея ГИФО заключена во фразе "деньги следуют за студентом". Она очень бедная; а основа ее - ложная. Вместо многоканального финансирования нам предлагают абсолютизировать один.

- ГИФО подразумевают, что государственные деньги будут следовать за студентом. Вроде, это неплохо...

- Да. Но проблема в том, что один раз с большим трудом государство деньги соберет... и бездарно их раздаст. А в другой раз их не хватит: средства-то не увеличиваются (их будет меньше еще и за счет издержек, возникающих в результате т.н. транзакций). Те же самые бюджетные деньги будут еще более тонким слоем размазываться среди вузов (рост вузов и студентов уже никак не контролируется). "Халявный" подход к этим деньгам будет увеличен. На самом деле задача реформы в том, чтобы сделать ресурсное обеспечение образования более прочным.

- В чем выражается "халявность" подхода?

- Допустим, я плохо сдал ЕГЭ и мои ГИФО составили 3 тысячи... Я, может быть, и не собирался идти в вуз, но какие-никакие деньги "набежали", и родители решили добавить что-то к этой сумме и отправить меня поучиться в какой-нибудь плохонький вуз. Так подгоняется спрос на некачественное образование. Прибавьте к этому теневую продажу результатов ЕГЭ (и ГИФО). Потом: у людей есть недоверие к денежным обязательствам государства. Только отошли от ваучеров, а тут опять к ним возвращаемся. ГИФО - это же ваучер.

- У нас ГИФО находятся в неразрывной связке с Единым экзаменом. Как вы к этому относитесь?

- Этого ни в коем случае нельзя делать. Лучшие результаты по ЕГЭ окажутся у детей "неслучайных" родителей. К тому же, вместо медалистов в вузы придет множество ребят с высокими результатами по ЕГЭ. И все равно придется проводить конкурс среди них.

- На некоторых факультетах МГУ уже объявлена дата собеседования для победителей олимпиад, которых теперь решено принимать без экзаменов. А эти собеседования и есть способ отсева. Это понятно (факультеты не резиновые).

- Связка ЕГЭ-ГИФО проблемы конкурса в популярных вузах не решает. На мой взгляд, ЕГЭ должен решить одну задачу: стать единой национальной системой проверки школьных знаний. И тем вузам, где нет конкурса, можно разрешить принимать студентов по результатам ЕГЭ. Обладатели же лучших результатов по ЕГЭ пойдут в популярные вузы. А там все равно будут дополнительные испытания.

- А вот Ярослав Кузьминов говорит, что к нему в Высшую школу экономики уже давно поступают по результатам ЕГЭ. И никакой тут проблемы нет!

- Лукавит! Во-первых, в прошлом году у него 30% поступивших не приехали. В Университете дружбы народов - это 40%.

- Что делать в ситуации, когда огромные средства уже потрачены на эксперимент и, как говорят, поэтому откат назад невозможен?

- Для этого, конечно, нужна политическая воля: пора отказаться от мифа об общедоступном бесплатном высшем образовании. В январе этого года на правительственной комиссии было сказано, что реально 70% всех расходов на высшее образование, включая проживание, общежитие, покупку книг и т.д., платят семьи, а 30% - государство.

Высшее специальное образование - это и общественное благо в интересах общества, и вложения в человека. Если это понимать, тогда равноправными будут признаны и вклады семей в образование детей, и государственные инвестиции. Почему бы не рассмотреть такую пропорцию: 25%- 50%-25%. 25% платят все - кто-то из своих ресурсов, а если их нет, то он должен иметь возможность взять доступный кредит. А оставшиеся 50 и 25% - федеральный и региональный бюджеты.

- Кредит предоставляется государством?

- Он может быть государственным (даже из бюджета) или из банка. Но при этом государство должно создать общенациональный фонд поддержки кредитования. И брать на себя уплату процента. Уже в 80-е годы проводились исследования, которые доказали, что бюджетное финансирование высшего образования не самое справедливое. Потому что налоги платят все, а пользуются этим избранные.

- 50% денег пойдет по вашей схеме из федерального бюджета?

- Да. Это - зарплата преподавателям (не такая, как сегодня, а достойная). При этом необходимо ограничить совместительство. Во Франции, например, запрещено преподавателю одного вуза работать в другом. Но он получает хорошую зарплату и должен находиться в университете не меньше 6 часов в день: лекции, семинары, индивидуальные консультации, научные исследования...

Оставшиеся 25% "ложатся" на региональный бюджет. Он должен поддерживать только материальную базу вузов.

- В чем все-таки выражается идея кредита?

- Кредит может быть разным. Но разговор я бы начал с субсидий. Если государству нужны учителя и врачи (а для абитуриентов это - нерыночная специальность), то заключается договор, по которому студент получает деньги на обучение, но при этом заключает соглашение, по которому после окончания вуза он обязан отработать по специальности. Достаточно, чтобы это было 3 года. Другой вариант - это система кредитов: кредиты из бюджета, банков (но при условии, что будет создано мощное федеральное агентство за счет профицита бюджета, которое взяло бы на себя риски и проценты). На условия, которые предлагает Сбербанк, конечно, никто не пойдет: не успеют они закончить вуз, как долг возрастет в два раза.

- А из чего будет отдаваться кредит?

- Из будущих доходов. Это так называемые межвременные экономические отношения, когда будущие доходы позволят выплачивать кредит. Он выплачивается в течение 10 и более лет.

- А как это происходит в других странах?

- Многие идут по линии кредитования. Кроме, может быть, Германии, где, как и у нас, и с точки зрения финансов, и с точки зрения структуры образования все очень похоже на нас.

Резервом также является уменьшение расточительности высшей школы. Например,70% агрономов не идет работать по специальности, - разве это не расточительство? Высшая школа только поглощает ресурс, не возвращая его обществу. А кредит способствует его воспроизводству.

Другой пример: наше 5-летнее образование, дающее избыточные, неиспользуемые знания, - тоже элемент расточительной системы. Более эффективной была бы двухступенчатая схема. Нужно дать всем возможность пройти 4-летнюю ступень общего высшего образования, а дальше - у кого куда душа лежит.

- Если подытожить все, о чем вы говорили, можно сказать, что если и нужна реформа образования, которая приблизила бы нас к мировой системе, то она двигается не в том русле.

- Да. И дело не в том, чтобы сметный подход заменить нормативным ваучерным ГИФО (ничего не изменится, просто будет больше глупостей). ГИФО - красивый фантик, мыльный пузырь, который лопнет. Проблема ведь не в том, чтобы поделить, а в том, как приумножить ресурсы образования.

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

А как в других странах?
/материал Евгения Шестакова/

Кредиты студентам бывают беспроцентными, частными, государственными, не один десяток тысяч долларов, $ 600 в месяц, с выплатой после трудоустройства...

"Принято считать, что образование в шведских вузах бесплатное, - рассказала корреспондент "Известий" в Стокгольме Светлана ПАНКРАТОВА. - Это не так. Если за обучение студенты действительно не платят, то учебники и общежитие они оплачивают сами. Вопрос, где достать деньги, большинство студентов решают с помощью государственной кредитной конторы: они заключают договор о специальном "студенческом займе". Его предоставляет государство на весь период учебы, причем на чрезвычайно выгодных условиях: 1,5-2 процента годовых. "Студенческий займ" - обычно от 17 до 23 тысяч долларов - можно погашать после окончания учебного заведения неограниченный срок. Особо "неторопливые" обладатели дипломов растягивают выплаты до пенсии.

После оформления кредита студенту выплачивают обычно примерно 600 долларов в месяц. К этим деньгам государство безвозмездно добавляет еще 250 долларов. Впрочем, на такие немалые по российским меркам средства шведским студентам с трудом удается свести концы с концами. Основная статья расходов - учебные пособия. Каждый учебник стоит от 25 до 50 долларов. Весьма недешевы транспорт и продукты питания. По этим двум показателям Швеция входит в число самых дорогих государств ЕС. Если учащийся не выполнил учебный план на месяц или семестр, государство автоматически прекратит выплаты по кредиту. После ликвидации задолженностей восстановить доверительные отношения с госорганами зачастую бывает непросто из-за бюрократической волокиты. Тогда для учащихся наступают трудные времена. Дело в том, что в отличие от большинства европейских стран молодежи трудно найти временную работу в Швеции. Не меньше проблем с трудоустройством возникает у шведских выпускников после окончания вуза. В итоге многие бывшие студенты доживают до преклонных лет, так до конца и не заплатив государству свои долги.

"Расходы на образование - самая крупная статья расходов госбюджета Франции, опережающая затраты на оборону и содержание госаппарата, - объяснил "Известиям" корреспондент ИТАР-ТАСС во Франции Виталий МАКАРЧЕВ. - В 2004 году эти расходы достигли почти 120 миллиардов евро. Деньги в основном идут на зарплату преподавателям и содержание учебных заведений. На оказание помощи студентам вузов средств почти не остается. Однако в некоторых городах университеты все же находят деньги и доплачивают около половины арендной платы студентам, которые снимают небольшие квартиры. В отдельных случаях студент может представить в деканат справку о низких доходах семьи и попросить стипендию. Однако дают ее в редчайших случаях. "А чем вы занимаетесь по вечерам?" - немедленно поинтересуются у просящего деньги студента в министерстве образования или институте. Вечерние или ночные приработки - норма для французской молодежи.

В среднем каждый студент "стоит" французскому государству ежегодно около восьми тысяч евро. Но еще столько же учащийся должен выплатить за обучение в вузе. В системе образования Франции не существует механизма государственных кредитов для студентов. Такие займы предполагают наличие гарантий для молодежи. В первую очередь речь идет о помощи молодому специалисту после окончания вуза найти работу - только в этом случае он сможет выплатить кредит. Но таких обязательств правительство брать на себя не желает. Поэтому кредиты на образование выдают только негосударственные банки под высокий процент. Большинство же студентов сами зарабатывают себе на учебу и не пользуются ссудами.

"Существует федеральная программа американского правительства, которая предусматривает материальную помощь студентам, - рассказали "Известиям" в посольстве США в Москве. - Она включает выдачу грантов на обучение и займов. Также существует схема, когда студент во время учебы работает на университет и из полученных за свой труд денег оплачивает обучение. За государственной помощью обращаются примерно 70 процентов студентов. Остальные берут кредиты в негосударственных фондах. Существуют три вида госзаймов. Первый - когда кредит берут студенты или их родители "напрямую" от правительства. Второй - деньги студентам взаймы дают частные "доноры" под гарантии американского правительства. Также существует особый вид займа для особо нуждающихся студентов, который выдается под очень низкий процент (от 3 до 6 процентов годовых). Сумма и срок возврата кредита зависят от учебного заведения. В среднем срок возврата денег, взятых на учебу, - 10 лет, однако многие вопросы решаются в индивидуальном порядке. Стоимость обучения в вузах США обычно составляет 7-11 тысяч долларов в год. Еще 3-5 тысяч уходит на оплату общежития, питание, покупку книг и пособий".

"Система государственного кредитования студентов работает с 1998 года. Она действует для студентов, которым при поступлении в вуз было меньше 25 лет, - рассказали "Известиям" в посольстве Польши в Москве. - Оплату учебы для таких студентов берет на себя "фонд студенческих кредитов" в одном из крупных коммерческих банков страны. Возврат займа начинается после окончания учебы. Средний размер кредита - около 2,5 тысячи долларов в год. Деньги на учебу выдаются только гражданам Польши, постоянно проживающим в стране и поступившим в польские вузы. Максимальный срок погашения кредита - шесть лет под 6,68 процента годовых (данные на 2004 год). Однако "студенческий кредит" государство выдает только детям из малообеспеченных семей".

В Германии студенты могут рассчитывать на кредит от государства. Он представляет собой беспроцентную ссуду, которую учащийся получает ежемесячно, а после окончания вуза возвращает долг. В большинстве учебных заведений обучение бесплатное, однако студенты платят за посещение лабораторий, библиотек и спортзалов. Выплачивать кредит требуется после окончания вуза, когда выпускник устроится на работу. Причем зачастую возвращать надо только половину полученной за время учебы суммы. Некоторым могут даже простить часть долга, если, например, человек воспитывает маленького ребенка. Получение кредита зависит от успеваемости студента, которому для получения денег необходимо сдавать зачеты в строго определенный срок. Время погашения займа обычно достигает 10 лет. Однако подобные льготы и дотации прежде всего получают студенты из малообеспеченных семей.

В Китае стоимость обучения студента определяют местные власти. Часть средств на эти цели выделяется из бюджета провинции, недостающую сумму вносит сам студент. В год он должен заплатить за учебу около 600 долларов. Однако для бедных учащихся действует ряд льгот. Так, провинция может выдать студенту дополнительную субсидию на учебу, а он после окончания вуза обязан работать там, куда его пошлют местные власти. Неимущим студентам китайское правительство выдает субсидии, а отличникам - поощрительные стипендии.

Учебные заведения помогают молодежи найти временную работу в свободное от учебы время и даже могут освободить бедных студентов от платежей. Также государство через коммерческие банки предоставляет кредиты неимущим студентам на льготных условиях. Сумма такого кредита (без поручительства) составляет 650 долларов в год, которые выпускник обязан вернуть после окончания вуза. Причем оплату половины процентов по такому кредиту берет на себя государство. Ежегодно в высшие учебные заведения Китая поступают около трех миллионов студентов. Пятая часть из них - выходцы из бедных семей.

Евгений ШЕСТАКОВ

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog