СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Развал российской школы


Автокомпромат

А.М. Абрамов

По роду занятий мне выпал печальный жребий. Приходится читать многие документы, созданные в образовательных ведомствах. Печальный потому, что с каждым годом качество этих бумаг становится все хуже, хуже и хуже... Но такого документа, как только что вышедшая в свет брошюра министра образования Филиппова В.М. "Модернизация российского образования", видеть еще не доводилось.

Пришло время ясно обозначить пределы некомпетентности и безответственности в российских ведомствах. Возможно следующее решение.
1) Все серьезные документы обязательно должны проходить независимую экспертизу.
2) И списки разработчиков, и списки экспертов публикуются: Родина должна знать имена своих героев.
3) Документы, признанные некачественными или вредными, автоматически рассматриваются как заявления об увольнении по собственному желанию от лица, ответственного за сочинение.
4) С типовой формулировкой: "Уволить в связи с проявлением полного служебного несоответствия, наличие коего у заявителя убедительно документировано прилагаемым документом".

Знакомство с указанной брошюрой подсказало и идею данной рецензии, и заголовок. Слово "автошшуромэт" - неологизм, имеющий следующее толкование. Автокомпромат - это вещественный или письменный документ, предъявитель, создатель или публикатор которого сознательно или несознательно предает гласности материал, порочащий или подрывающий его (автора) репутацию. Рассматриваемый случай относится, вероятно, к категории "неосознанного автокомпромата", т.е. содеянного без специального умысла. Правомочность заключения о жанре рецензируемой брошюры обосновывается далее.

На обороте титула указано: автор - Филиппов В.М., министр образования РФ. Однако значительную часть брошюры объемом 96 стр. составляют многократно опубликованные ранее официальные документы о проблеме модернизации (с. 42-96), а также цитата (с. 7-8) из Послания Президента (фамилия Президента почему-то не указана) Федеральному собранию (2001 г.). Вероятно, остальной текст (около 40 стр., т.е. меньше половины общего объема) считается плодом творчества автора. Однако этот текст представляет собой развернутый план мероприятий по модернизации, подготовленный, насколько известно, аппаратом. Поэтому с точки зрения как этики, так и авторского права возникают большие вопросы. Вопросы тем более уместны, что тираж брошюры, не вошедшей пока в "золотую десятку" бестселлеров, составляет 20 000 экземпляров. Гипотеза о том, что авторские амбиции были оплачены за авторский же счет, возможна, но маловероятна.

Брошюра предназначена для двух категорий читателей - официальных лиц и представителей общественности: "Изложенные мероприятия ... будут интересны также родителям и учащимся школ, педагогам и студентам" (с. 2). - Вот это вряд ли. Текст написан "шершавым языком" чиновника. Чтобы "было интересно", автор должен убеждать и увлекать. Для этого, как призывал А.С. Пушкин, нужно "глаголом жечь сердца людей!" - Увы, не жжет! Глагольные формы, пестреющие на каждой странице, таковы: "предстоит", "планируется", "будут разработаны", "реализуется и будет продолжена". И это результат титанического труда по реформированию образования за 3 года?

В многочисленных своих выступлениях министр В.М. Филиппов пламенно борется за чистоту русского языка. Однако обсуждаемый текст не похож на "великий и могучий". Включения в учебник для начинающих корректоров достойна фраза "Таким образом, проблемы образования вечны, ибо (?!) согласно определению, данному в "Законе Российской Федерации об образовании" (1992): "Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства"... Первая, но весьма своеобразная попытка доказательства вечности. Бедный русский язык!

Итак, и общий замысел, и структуру, и стиль изложения следует оценить крайне отрицательно. Не компенсирует этих дефектов и идеология т.н. авторского раздела "Некоторые основные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." (здесь следует зафиксировать нанизывание падежей, непоощряющееся стилистами). С идеологией реализации дело обстоит совсем плохо.

Остановлюсь на двух фундаментальных недостатках. Один из них - ярко выраженное стремление указать простые решения громадного комплекса весьма непростых проблем. Отсюда крайняя калейдоскопичность, неаргументированность и непродуманность текста. Размышления над каждым (!) из сотен "абзацев-мероприятий" ставят вопросов много больше, чем дано ответов. Как правило, предложения декларативны. Туманны. Часто сомнительны.

Для программы, в которую предполагается втянуть десятки миллионов людей, это недопустимо. Приведу пример. На с. 11 сказано: "Будет произведена определенная разгрузка содержания общего образования путем его реструктуризации за счет переноса части сложных разделов физики, химии и биологии в старшую профильную школу". - Тезис совсем неочевиден. Во-первых, существует иное решение - очень серьезное и давно назревшее обновление всего содержания образования и в первую очередь в основной школе. Во-вторых, ни реального опыта, ни подготовленных учителей, ни программ для профильной школы мы не имеем. В-третьих, вопрос о перегрузке далеко не столь прост, как это представляется "модернизаторам". Уместно напомнить мнение выдающегося физиолога Н.Е. Введенского. "Устают и изнемогают не оттого, что много работают, сколько от того, что плохо работают. Если человек увлечен делом, он не замечает времени".

Второй фундаментальный недостаток текста (а на самом деле всего плана модернизации) - это отсутствие немногих ясно и кратко сформулированных ключевых идей, объединяющих всю сложную конструкцию в единое целое.
В стратегическом плане реформа национальной системы образования необходима: только ее опережающее развитие позволит ликвидировать катастрофически нарастающее отставание от передовых стран (включая Португалию) и может обеспечить столь необходимый прорыв России в будущее.

Однако и эта генеральная цель, и реальные проблемы оказались погребенными под лавиной частных мероприятий. Как привести систему образования в соответствие с потребителями рынка труды и обеспечить тем самым достойную жизнь выпускников школы и вуза? Как остановить кадровую деградацию и исход учителей? Как вырвать систему образования из нищеты? Эти проблемы даже не поставлены. Но они уже кровоточат. Достаточно вспомнить голодные забастовки учителей, беспризорных детей, статистику детской заболеваемости, преступности, наркомании. А еще есть аварийные школы, представляющие угрозу для жизни учащихся.

Заслуживает спецмероприятий другой интересный процесс. - Чиновники катастрофически быстро умнеют. Количество защищенных ими кандидатских и докторских диссертаций, академических званий, как и число присужденных им Президентских и правительственных премий в области образования растет необычайно быстро.
Итак "План мероприятий" никак не соотносится с масштабом бедствия.

Таким образом, В. М. Филиппов убедительно доказал своей брошюрой, что серьезная политика в образовании отсутствует. Не продуманы и механизмы реализации. Примечательно уже полное молчание о "цене вопроса" и финансовых обязательствах государства. Очень поучителен и анализ "сроков исполнения".

С одной стороны, планы явно несколько недоперевыполнены. Так, в Послании Президента (2001 г.) говорилось: "Поэтому задача этого года -разработать государственные образовательные стандарты" (с. 8 ) В "Плане действий Минобра (с. 77) указывается для окончания этой работы уже 4 кв. 2002 г. Но воз и ныне там!

Практически ничего не готово к введению профильного обучения во 2-ом кв. 2003 г. (с. 79). А широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию образования в 12-летней школе судя по отсутствию отчетных фраз вообще проходит по списку "без вести пропавших" крупных инициатив Минобра.

С другой стороны, с фантастической скоростью идет эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Реальная ситуация такова: Полные отчеты о результатах не опубликованы. Над текстами ЕГЭ по всем предметам и смеются, и плачут. Однако из брошюры выясняется, что эксперимент изначально был обречен на блестящий успех: в 2001 г. - 5 регионов, в 2002 г. -15, в 2003 г. - 48; в 2004 г. - 70 регионов (с. 76). В 2005 г., судя по всему, вся страна будет "объегэрена".

Сказанным определяется общий вывод. Мы имеем дело с крайне редким литературным событием - рождением принципиально нового жанра. Брошюра В.М. Филиппова обладает редким качеством. Она пробуждает активную мысль читателя. Так, проклятый русский вопрос "А деньги где?" встает во всем своем трагическом величии. Не менее важно и другое: может ли ведомство быть разработчиком, исполнителем, пропагандистом, финансистом и при этом строгим оценщиком своей реформаторской деятельности? Постановка этих вопросов говорит о гражданской позиции автора. Подобная искренность в наше циничное время дорогого стоит.

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog