СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Развал российской школы


//Ну-ка, школьник, марш в поэты!// Президент-то знает это?

Школу сотрясают нескончаемые реформы. Меня тоже трясет, но уже исключительно на нервной почве: то, например, переходим на 12-летнее обучение, то не переходим. Зато будем сдавать «ЕГЭ» и получать «ГИФО», будущее которого пока тоже, в общем-то, весьма туманно. Я уже не знаю, что будет завтра, чем закончится каждое очередное нововведение для моего ребенка. И я искренне не понимаю, нужно ли все это на самом деле. А поскольку директивы спускаются сверху, пытаюсь это выяснить у Бориса Виноградова – в недавнем прошлом ректора АмГУ, в еще более недавнем прошлом – заместителя министра образования. Словом, к «верху» нашей системы образования имевшего самое непосредственное отношение.

- Борис Алексеевич, вы же эту «кухню» изнутри знает. Можете объяснить мне, что происходит? Тот же единый госэкзамен – сделает он нашу жизнь лучше?

- В то время, когда я работал в министерстве образования, этот вопрос еще не обсуждался – тогда активно муссировалась тема перехода на 12-летнее образование. Но вообще объяснение по поводу единого госэкзамена звучит так: «Он сделает образование более доступным. Можно разослать документы хоть по всей стране, а потом ехать туда, куда зачислят» Хорошо, давайте посмотрим, что, на мой взгляд, может произойти дальше. Планируется, что по результатам единого госэкзамена выпускник получает ГИФО (пока в качестве эксперимента эта практика введена в трех регионах страны) – по сути, это некий ваучер. Сдаете вы, к примеру, экзамен на 100 баллов – государство полностью оплачивает вашу дальнейшую учебу. Сдаете на 50 баллов (грубо говоря, на «тройку») – тоже получаете ваучер, но уже на меньшую сумму, остальное придется доплачивать из собственного кармана. Еще меньше набрали баллов – будете платить за учебу вообще полностью. Теперь возьмем ребенка из московской и сельской школы: ребенок в деревне, быть может, в десять раз талантливей, но в его школе нет нормальной учебной базы, один учитель одновременно преподает физкультуру и физику и т.д. А поскольку ЕГЭ – это, как бы то ни было, система «натаскивания», то, соответственно, больше шансов у москвича, именно он и поступит на бесплатной основе.

- Вы сами только что сказали, что в глубинке ребенок может оказаться талантливее. Предположим, в один из вузов приходит сто заявлений с одинаковыми результатами экзамена - ну и как преподаватель определит свой выбор, не видя человека, не имея возможности понять, по убеждению ребенок выбирает эту профессию или просто для престижной «корочки»?

- Не исключена своего рода лотерея – кому больше повезет.

- Но ведь не утюги же разыгрываются – судьба конкретного человека! А для страны и того больше – неужели ей без разницы, каких специалистов она получит: тех, которых в школе сумели «натаскать» или которые еще и думать умеют?!

- Так ведь не зря же в недавней программе «Основной инстинкт» ректор МГУ В.А. Садовничий заявил, что в его университете как были вступительные экзамены, так и будут.

- Тогда я вообще ничего не понимаю: к чему все это затевается? К чему вообще все эти бесконечные реформы и нововведения в наших школах – просто же гонка какая-то реформаторская!

- Еще ведь классики говорили: «Нет ничего опаснее для страны, чем слишком быстрые реформы и изменения». Постоянные реформы не успевают закрепиться в сознании у народа, в конечном итоге все это выливается в мутный поток. Посмотрите: введение ЕГЭ, новые стандарты, планирование перехода с 5-бальной системы на 100-бальную, ажиотаж с уроками физкультуры и так далее... Еще работая в министерстве образования, я выступал против многих нововведений. По той простой причине, что сегодня нашей системе образования необходимы две основных вещи: современная материально-техническая база во всех учебных заведениях и достойная оценка труда преподавателя, поскольку нищий учитель – это позор для страны. А на что родители отправят учиться своих детей, получая мизерную зарплату? Огромное количество женщин воспитывает детей вообще в одиночку – как она может выучить своего ребенка, на какие деньги? Почему хотя бы для таких матерей не сделать ощутимую скидку на обучение их детей? И начинать необходимо с этого.

- Мне показалось, что в той же программе «Основной инстинкт» министр образования достаточно напряженно реагировал на ваши выступления.

- У нас нормальные отношения, просто мы с Владимиром Михайловичем Филипповым занимаем разные позиции по ряду вопросов.

- По этой причине вы ушли с должности заместителя министра?

- Нет, по причине того, что из меня чиновник не получается. Мне многие говорили: «Чиновники - они более ласковые, нежные, а вы слишком резкий какой-то. Это хорошо, но не для чиновника». В общем, мы расстались, потому что как чиновник я – все равно, что слон в посудной лавке.

- Тем не менее, вернемся к образованию. Вы говорите: «вводятся новые стандарты». Зачастую под эти стандарты загоняется такое количество предметов или заданий, что все заканчивается дикими перегрузками и проблемами здоровья.

- Здесь две стороны медали. С одной стороны, серьезное образование невозможно получить легко – это мое твердое убеждение...

- ...а с другой стороны, школьнику очень много дают абсолютно ненужного – это тоже мое твердое убеждение. Например, всем задали сочинить гимн, не сочинил – «два». Да как можно по заданию писать стихи? Однако пишут, а в свое время в управлении образования мне вообще с гордостью заявили, что в какой-то школе целый класс «стихи сочиняет», все сплошь поэты. Не абсурд разве? Ведь таким образом плодим графоманство и не более того.

- Нет ничего опаснее чиновничьего рвения. Когда берем на себя акции типа «все станем тимуровцами», «все собираем металлолом», «все пишем стихи»... Задача учителя – найти и раскрыть способности каждого ребенка, а не устраивать компанейщину. Нередко это уже исходит от местных властей.

- А как быть с физкультурой? Президент дал установку на оздоровление нации, чиновники взяли –под козырек– и придумали –президентские нормы–, в результате получилось настоящее физкультурное безумие. Иной ребенок, быть может, гением в области ядерной физики станет, открытие сделает, а на физкультуре не может пробежать на время – ну не дано ему быстро бегать! Значит – «тройка» и вообще личность неполноценная...

- Любое хорошее дело всегда может закончиться головотяпством. Обратите внимание, Президент отвечает у нас за все, ответственность за любую чиновничью дурь мы сваливаем на одного человека. Например: «На совещании госсовета Президент сказал то-то и то-то...» - и уже покатилось бездумное исполнение на местах. Так и в этом случае.

- Но звучит-то внушительно: президентские нормы! Мой ребенок, кстати, искренне верит, что Президент лично их разрабатывал.

- Наш Президент, заметьте, в отличие от предыдущего, ничего не навязывает. Он по сути своей очень вдумчивый, всегда внимательно выслушивает, может высказать какое-то пожелание, но не может он давать указ, чтобы весь класс писал стихи или четко установленное время висел на перекладине! Детей необходимо убедить, что быть здоровыми, заниматься спортом - это престижно. Делать же это в принудительном порядке – самый дешевый чиновничий путь.

- Ваш внук сейчас учится в московской школе. На его примере приходилось сталкиваться с чем-то подобным?

- Честно говоря, не помню такого. Нет.

- Кстати, он у вас в «"обычной» школе учится или в какой-нибудь «элитарной»?

- В самой обычной муниципальной. В этой же школе занимается танцами и футболом, и никаких сверх-поборов нет – платим только за охрану самой школы и за танцы, футбольная секция вообще бесплатна.

- Почему не отдали в какую-нибудь «крутую» школу – дорого?

- Испугался, что там за ним до десятого класса с платочком ходить будут. Посмотрел я на ребятишек из таких заведений «закрытого типа» – бассейн посещают, иностранные языки учат, но уж слишком рафинированные какие-то, тепличные. Такой ребенок выйдет на обычную улицу, ему, извините, в глаз дадут, а он и упадет со страха. Нет, пусть мой внук привыкает к нормальному дворовому воспитанию. Он у меня гоняет с пацанами мяч, когда надо – дерется, с синяками приходит. В общем, нормальный мужик растет.

- Не испытываете тайную надежду, что к тому времени, когда он подойдет к выпускному классу, в нашей системе образования все успокоится, на смену ЕГЭ и ГИФО придет что-нибудь более разумное... Чему вы смеетесь?

- Просто вы мне напомнили мои разговоры с некоторыми ребятами из министерства образования. Мы когда спорили, я все говорил: «Дайте моему внуку закончить школу, ну не надо на нем делать эксперименты!» А если серьезно, в образовании, действительно, нельзя экспериментировать. Докажи аргументировано, что было плохо в системе советского образования, обдумай и, если уверен, вводи какие-то изменения. А не уверен – так зачем менять-то? Посмотрите, сколько было шума по поводу 12-летнего обучения, на эксперименты с ним потратили сотни миллионов! Потом все отменили, и кто ответил за эти деньги?... Думаю, что со временем и ЕГЭ отменят.

- Ну да, а взамен еще что-нибудь придумают… Ставлю вопрос по-другому: когда-нибудь все это закончится?

- Я убежден, что закончится, и все, действительно, придет к разумному. Не сомневаюсь.

Лидия Колесникова

«Моя мадонна», 18.06.2003

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog