СПАСЕМ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ!
Save Our School!

 

 

Развал российской школы


В России горят школы

Пожары - бич России

В трагедиях, произошедших в Якутии и в Махачкале, нет ничего из ряда вон выходящего. Это не результат террористических актов, это не стихийные бедствия. Это пожары. Есть ли возможность переломить эту ситуацию?

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, в прямом эфире программа "Основной инстинкт". В начале недели из Якутии пришло сообщение о страшной трагедии. Там в огне заживо сгорели 22 ребенка. Сегодня мы узнали о том, что в Махачкале погибли еще 28 детей. И самое ужасное во всем этом - это то, что в произошедшем нет ничего из ряда вон выходящего. Это не результат террористических актов, это не стихийные бедствия. Это пожары. И, судя по всему, в обоих случаях трагедия произошла из-за короткого замыкания и неисправной электропроводки. 50 детей погибли в огне. В начале программы я попрошу Вас встать и почтить память погибших минутой молчания. Благодарю Вас. По статистике в нашей стране каждый день приключаются пожары примерно в двух школах. По счастью, жертвы не всегда бывают, поэтому мы не всегда об этом узнаем. Вообще, Россия - страна деревянная. Честно говоря, и столичные каменные здания с теми же деревянными перекрытиями горят все время. Есть ли какие-то возможности переломить эту страшную ситуацию, страшную тенденцию? Я сейчас представлю Вам тех, кого позвала сегодня в эту студию. Итак, Зоя Воронцова, член комитета Госдумы по образованию и науке. Рамазан Мамедов, постоянный представитель республики Дагестан при президенте. Гаджи Махачев, депутат Госдумы от Дагестана. Виктор Болотов, первый заместитель министра образования РФ. Мулишкин Владислав, исполняющий обязанности Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ. Круглик Сергей, первый заместитель председателя Госстроя РФ. Ирина Назарова, главврач Профильного полевого госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф "Защита". Вера Лекарева, заместитель председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи. Михаил Николаев, президент Якутии в 91-2001-м годах, член Совета Федерации. Бысыгысов Виталий, сенатор от Якутии. Борис Виноградов, заместитель министра образования вплоть до прошлого года. Здесь же, насколько я знаю, только что прилетевший из Якутии член правительства Якутии Кириллина Валентина. В самом начале программы моя коллега Людмила Моисеенко напомнит Вам о трагедиях в Якутии и Дагестане.

КОРР.: Понедельник, 7 апреля. Трагедия произошла в первый же день начавшейся недели. Школьники якутского поселка Сыдыбыл, отдохнувшие за выходные, сели за парты. Пожар начался через несколько минут после начала занятий. Пламя быстро распространилось по деревянному двухэтажному зданию. Районная пожарная станция находится более, чем в 20 км. Когда спасатели приехали на место от школы не осталось ничего. 22 ребенка погибли. 14 госпитализированы с ожогами и переломами. Причиной трагедии назвали неисправную электропроводку, но опросив свидетелей, прокуратора республики сделала выводы, что к многочисленным жертвам привели и неграмотные действия учителей, и ошибки строителей.

В 1993 году школу ремонтировали местные рабочие. Запасной выход решили замуровать, а на его месте построить туалет. Распределительный щит, в котором произошло замыкание, перенесли со второго этажа на первый. В раздевалку. Пламя быстро перекинулось на пальто и шубы школьников, и дальше по всему первому этажу, отрезав выход со второго, где проходили уроки. Большинство погибших детей нашли на лестнице, между этажами. Теперь на вопросы следствия будут отвечать прораб, руководивший конструкцией и 6 преподавателей, находившихся в момент трагедии в школе. Грамотно себя повел в чрезвычайной ситуации лишь один учитель. Он вывел свой класс на крышу, откуда все спустились по пожарной лестнице. Среди погибших много старшеклассников. До выпускного оставалось 2,5 месяца. Но они погибли, пытаясь спасать малышей. Вчерашний день в Якутии был объявлен днем траура. И уже сегодня новая трагедия. С еще большими жертвами. Когда начался пожар, дети в Махачкалинском интернате для глухонемых спали. Третий час ночи - самое время для крепкого сна. Воспитатели подняли тревогу, но эвакуировать детей быстро не получилось. Глухонемые воспитанники интерната продолжали спать, ничего не слыша вокруг. Будить пришлось каждого из 166. Пламя распространилось быстро. Предварительная версия пожара звучит также, как и в первом случае, - неисправная электропроводка. Воспитатели сначала пытались сами справиться с пожаром. Когда приехали 17 пожарных расчетов, милиция и МЧС, здание уже полностью было охвачено огнем. Беспомощные дети стояли у окон. Это единственное место, откуда их могли вытащить спасатели. Выводить по лестницам было уже поздно. Погибло 28 мальчиков. Им от 7 до 14 лет. 106 детей остаются в местных больницах. Многие в тяжелом состоянии. К местным медикам и спасателям присоединились московские. Среди них ведущие специалисты ожоговых центров. Для пострадавших в Махачкале сдают кровь. Завтра - в последний рабочий день этой недели объявлен траур в Дагестане.

Людмила Моисеенко, Первый канал.

ВЕДУЩАЯ: Вячеслав Дмитриевич, я к Вам хочу обратиться. Есть что-то, чего мы не знаем? Может, еще какие-то данные по этим двум трагедиям?

И.О НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РФ В. МУЛИШКИН: По этим двум трагедиям, и в первом случае, и во втором возбуждены уголовные дела. Поэтому сейчас еще рано делать выводы о причинах происшедшего. Будет проведено следствие, и оно установит истинную причину пожара и установит тех лиц, которые ответственны за гибель детей. По поводу первого пожара, есть две версии - короткое замыкание и неосторожное обращение с огнем, в чем настоящая причина - разберутся следователи. Но главное - как была организована работа по эвакуации, если вообще можно назвать это работой - в момент возгорания в школе находились не только 98 детей, но и 9 взрослых людей - 6 преподавателей и 3 технических работника.

ВЕДУЩАЯ: Никто не знал, как действовать.

МУЛИШКИН: Да. Получилось так, что звонок прозвучал на несколько минут раньше положенного срока, дети выбежали из класса, ринулись на первый этаж, а там уже был дым и был огонь. Они не смогли подойти к тому выходу, который их спас бы и вывел наружу и снова стали подниматься на второй этаж. Эвакуировались через окна. Эвакуировались с крыши, по наружным пожарным лестницам. Вот здесь важна была роль учителей.

ВЕДУЩАЯ: Я сегодня узнала из агентств, что в прошлом году как раз в этом селе было ликвидировано пожарное депо. Выходит, и в этом дело, да?

МУЛИШКИН: В этом селе была пожарная машина и один водитель, который дежурил на этой пожарной машине. Но в связи с отсутствием финансирования два года назад эта пожарная часть, если ее так можно назвать, была сокращена.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, я сейчас хочу обратиться к тем, кто Якутию знает хорошо, приехали оттуда. Расскажите, пожалуйста, я понимаю, там финансирования не хватает. У всех такое ощущение, что Якутия - очень богатый край. Все время, когда говорят Якутия, там, алмазы, еще что-то. И при этом, когда сталкиваются с конкретной ситуацией, оказывается, что эта нищета тотальная и полное отсутствие денег на что бы то ни было. Это правильные ощущения?

ГУБЕРНАТОР РЕСПУБЛИКИ ЯКУТИЯ В 91-2001 ГГ. М. НИКОЛАЕВ: Доля правды есть в этом. Ну, во-первых, территория огромная.

ВЕДУЩАЯ: Погромче, чтобы все Вас слышали, пожалуйста.

НИКОЛАЕВ: По территории огромная республика, где 700 школ. За последние 10 лет каждая 4-я школа - это новая. Мы действительно много вкладывали. И в школьное образование, и в высшее, и в среднее. Я не помню случая, хотя были и пожары в школах, и загорания в школах, но не погибали дети. Это, пожалуй, первый случай за последние несколько десятков лет.

ВЕДУЩАЯ: Скажите мне, пожалуйста, а вот кто может сказать, какая-то помощь родителям сегодня оказывается? Вот в том же селе, где погибли дети. Ведь это же для села. Оно же небольшое. Столько детей погибло.

НИКОЛАЕВ: Я в курсе дела. С понедельник, практически 9 часов по московскому времени, я связывался, я в курсе дела был. Правительство приняло много мер. И по оказанию помощи родителям, и по оказанию помощи детям, которые получили травмы, ожоги, они сегодня все размещены в больницы.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, к Ирине хочу обратиться. Ирина, Вы участвовали? Я знаю, в Дагестан полетел самолет, а в Якутии Вы тоже участвовали в помощи детям?

ГЛАВВРАЧ ПРОФИЛЬНОГО ПОЛЕВОГО ГОСПИТАЛЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ "ЗАЩИТА" И. НАЗАРОВА: В Якутии мы не участвовали, но сегодня в 10 утра вылетела бригада специалистов центра метеокатастроф с директором Детского ожогового центра, 9-я Клиническая больница, и с детскими специалистами травматологами, хирургами.

Они приехали, осмотрели всех детей, треть всех детей находится в Клинической республиканской больнице Махачкалы и 71 ребенок находится в детской республиканской больнице. 9 из них находятся в тяжелом состоянии. Врачи осмотрели всех пациентов, и сейчас готовится группа больных для эвакуации сюда в Москву в детский ожоговый центр. ВЕДУЩАЯ: Вы знаете, я не случайно спросила именно о помощи семьям, потому что, я понимаю, конкретная помощь детям, которые уцелели по ожогам, по размещению в больницы. Но вот если в небольшом якутском селе погибает столько детей разом, мне кажется, там просто во всем селе какое-то сумасшествие. Даже трудно себе представить, что там происходит. Как вот этим людям просто помочь? Кто вот может ответить на этот вопрос?

МУЛИШКИН: Разрешите, я несколько слов скажу, потому что я летал в Якутию. Правительство и президент республики сразу же отреагировали на происшествие. Президент на следующий день уже туда вылетел, встретился с родителями погибших детей, жителями села. Каждой семье оказана помощь порядка 100 тысяч рублей погибшему и 50 тысяч за пострадавшего ребенка. Принято решение о строительстве новой школы, уже другой степени огнестойкости. Выделены деньги на лечение, порядка миллиона рублей, принято ряд других мер. Там работают сейчас психологи, медики, для того, чтобы восстановить состояние детей.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Мне сообщают, что мы по телефону сейчас можем связаться с Махачкалой, вот, сегодняшняя трагедия в Махачкале произошла, там сейчас находится заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Серебренников Евгений Александрович. Есть ли возможность у нас услышать Евгения Александровича? Евгений Александрович, Вы слышите нас?

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПО ЧС РФ Е.СЕРЕБРЕННИКОВ: Да, я Вас хорошо слышу, спасибо.

ВЕДУЩАЯ: Что сейчас в Махачкале? Что с детьми, которые уцелели? И есть ли какая-то версия все-таки произошедшего?

СЕРЕБРЕННИКОВ: Я помню, что активными профессиональными, профессионально-грамотными действиями пожарных и спасателей, всех тех, кто был привлечен для спасания детей и тушении пожара было спасено 138 детишек. Сегодня 31 ребенок уже выписаны из больницы, из больницы, их забрали домой родители. 107 человека пока находится в больнице. Из них 9 в особо тяжелом состоянии, о чем уже сейчас было сказано. Готовится группа детей, их количество будет определено завтра до 6 человек, которые будут переправлены самолетом МЧС для продолжения лечения в Москве. Ну, и правительством республики принято решение также об оказании материальной помощи семьям погибших детей.

ВЕДУЩАЯ: Евгений Александрович, а все-таки ясно Вам, какие-то предварительные версии есть, из-за чего все это произошло сегодня?

СЕРЕБРЕННИКОВ: Хотелось бы ответить, что возбуждено уголовное дело прокуратурой республики, по статье 219, часть 2.

Это нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее тяжелые последствия. Проводится следствие, поэтому говорить о конкретной причине пока рано. Единственное, что следует заметить, это некоторое затягивание времени, или позднее сообщение о случившемся подразделениям спасательной, пожарной службам. Что привело к распространению пожара до таких размеров, при которых спасательные работы проводить было очень и очень сложно. И вот та работа, которая проведена в этих условиях, спасателями, пожарными, привлеченным личным составом, действительно расценивается, как героическая. При сильных порывах ветра, в ночное время суток, при высокой температуре и задымленности.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Благодарим Вас. Мы разговаривали с заместителем министра по чрезвычайным ситуациям Евгением Серебренниковым. И, Вы знаете, я сегодня узнала такую интересную вещь. Оказывается, у нас в России около 150 школ для глухих и слабослышащих детей. Вы, наверное, обратили внимание, что приходилось каждого подходить и будить. Они не слышат сигнальной тревоги. Так вот никаких специальных средств в случае пожара для оповещения этих детей нет. Вот, для меня это было потрясением. В 150 школах этого по-прежнему нет. Как это возможно? Яне знаю, к кому обращаться уже. Может быть, к Министерству образования, может быть, к пожарной нашей службе, почему так происходит? Так нельзя. Ну, пожалуйста, кто готов ответить.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГД РФ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН И МОЛОДЕЖИ В.ЛЕКАРЕВА: Светлана, Вы правильно задаете вопрос. На самом деле это происходит из-за обыкновенного разгильдяйства и халатности. Существуют жесткие инструкции, вообще, как действовать в таких ситуациях. И действовать надо смело, решительно и быстро. И, каждый взрослый человек, оказавшийся рядом с ребенком, не важно, кем он там работает, он обязан действовать строго по инструкции. Проводятся инструктажи по технике безопасности, по противопожарной безопасности, особенно, в детских учреждениях. Кто их читает, эти инструкции? Внеочередные инструктажи проводятся, и, конечно, сигналы оповещения в специальных детских домах, они должны быть. Но, Вы правильно задаете вопрос. А кто вообще за это за все отвечает?

ВЕДУЩАЯ: Вот, кто?

ЛЕКАРЕВА: Вот сейчас я сижу и слушаю, диву даюсь. Скоро медали уже всем развесят "Герои России". Все действовали слаженно. Да, действительно. МЧС делало то, что должно было делать. Но почему у нас посткримилальный характер всех действий взрослых людей? Почему у нас нет государственного органа, который бы знал ситуацию и материальную базу детских учреждений? Сейчас может кто-то сказать вообще, сколько у нас школ, интернатов, детских домов, учреждений для слабослышащих детей, которые находятся в опасной ситуации.

Нет этой инвентаризации. Нужна системная, целенаправленная работа. Нужно располагать банком данных, где он? Из законодательной исполнительной власти. Остановить этот чудовищный конвейер, чтобы завтра мы с Вами опять не встали в минту молчания.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо.

Я надеюсь сейчас от Министерства образования услышать какой-то ответ, просто мне сообщают из аппаратной, что мы должны на полторы-две минуты прерваться на рекламу.

Реклама

ВЕДУЩАЯ: Мы говорим о двух трагедиях, которые произошли в Якутии и в Дагестане - о трагедиях, где в пожаре, когда в пожаре, в огне сгорели дети. Перед уходом на рекламу совершенно справедливый вопрос был задан: "Все-таки, кто отвечает за безопасность детских учреждений?" И я адресуюсь, вот, к представителю министерства образования.

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РФ В.БОЛОТОВ: Во-первых, каждое образовательное учреждение в России перед началом учебного года должно получить справку у службы пожарного надзора. И проходят еще нерегулярные такие проверки. Если говорить про школу, которая сгорела в Саха-Якутии, 1 марта 2003-го года управление государственной противопожарной службы Республики Саха-Якутия выдало заключение, что там всe в порядке. Я могу эту справку вам передать.

ВЕДУЩАЯ: А что мне толку сейчас смотреть на эту справку? Скажите, пожалуйста?

БОЛОТОВ: В этой ситуации, в этой ситуации обсуждать, кто виноват, ну, это дело, на мой взгляд, прокуратуры и следствия. Можно обсуждать, а что мы сможем сделать. И нам сегодня с пожарниками предстоит очень серьезная работа. Потому что, да, на самом деле, премьер был прав, когда сказал, что это - системная проблема.

ВЕДУЩАЯ: Вот. Проблема-то системная!

БОЛОТОВ: Системная!

ВЕДУЩАЯ: И не случайно я говорю про то, что 150 школ для тех же слабослышащих детей никакой специальной сигнализацией не оборудованы. Ну, так и что делать? Вот не оборудованы. А как справки получают - эти, по пожарной безопасности - все мы знаем. Я не права? Да, пожалуйста.

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ Г.МАХАЧЕВ: Вообще, мы живем от трагедии к трагедии, да? Зимой мы мерзнем, дети наши мерзнут. Весной тонут. Вот. А остальное время мы горим. Вот. Только не горят чиновники, не тонут чиновники, всe у них нормально. Потому что они хорошо говорят. Вообще, мы говорим, у нас государство говорящее! Виноваты здесь чиновники. Безответственность! Безнаказанность! Где мы ищем виноватых? Там, где надзор пожарный, там, где, значит, все, которые надзор энергетический, там, где гостехнадзор. Надо в своe время проверять, в своe время там обучать... Назовите хоть одного человека, когда мы наказали за это. Как эти справки берем - мы знаем. Как они выдаются - тоже знаем. Когда приходит комиссия, как они уходят, этот надзор - мы тоже знаем! Потому что мы их не привлекаем к ответственности.

Вот этим школам, начиная от директора, кончая главой местной администрации, надо всех привлечь к ответственности. Показательно! Вот тогда они будут думать, понимаете? А так не бывает. Может быть, у них дети учатся в хороших школах, в платных школах, за границей, наверное. А как живут, учатся там дети, какие у нас школы... А потом начинаем. Деньги выделяем - 100 тысяч. Да, не надо мне денег. Если моего сына нет, не надо меня пряниками кормить! Постройте нормальные школы, обеспечьте безопасность детям, гражданам России! Тогда и будет порядок! Вот тогда мы научим ответственности, чтобы отвечали чиновники, будут вылезать из кабинетов, ездить, проверять... И будут требовать от остальных! Тогда будет порядок! И у глухонемых должны были быть там, значит, дежурные до утра, определенный час, чтобы мог обслуживать один, другой, третий.

ВЕДУЩАЯ: Понятно.

МАХАЧЕВ: Тогда будет нормально.

ВЕДУЩАЯ: Понятно. Пожалуйста.

ДЕПУТАТ РФ, ЧЛЕН КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ З.ВОРОНЦОВА: Я бы, наверное, у этой трагедии - а, по большому счету, это преступление было совершено - нашла две стороны. Одна сторона - техническая, другая - морально-нравственная. И надо сейчас говорить, а как мы подошли к этой страшной трагедии, к этой беде. Мы к ней идем уже 15 лет. И если говорить сейчас, по большому счету, о школах, так ведь бОльшая часть давно уже не испытывала нормального ремонта материально-технической базы. У нас электропроводка - это висит. Это ведь факт, особенно в селах! Поэтому денег обычно не хватает. Теперь следующая сторона - морально-нравственная, этическая. Вот правильно сейчас говорили о педагогическом коллективе. Как же могло произойти так, что учителя, которые отвечают за жизнь своих учеников, которые были в это время на уроке, которые не должны были выпускать в коридор, они должны были провести эвакуацию учеников очень грамотно и четко, они изучают технику безопасности.

ВЕДУЩАЯ: Не знали, значит, как.

ВОРОНЦОВА: Они прекрасно знали. Но сейчас у нас именно идет деградация морально-нравственного отношения. Каждый из них спасал, грубо говоря, свою шкуру!

ВЕДУЩАЯ: Видимо, не профессионалы. Мы это не знаем!

ВОРОНЦОВА: Не детей, а свою шкуру! Вот в чем трагедия России! И сейчас надо говорить нам об этой трагедии, что подошли к этому факту, и здесь идет вертикаль ответственности, буквально, всех. Министерство образования ответственно, министерство республиканское ответственно в этой трагедии...

ВЕДУЩАЯ: Спасибо!

ВОРОНЦОВА: Комитет по образованию ответственен. И каждый из них должен понести соответствующее наказание по полной программе! И еще, Света, хочу сказать.

ВЕДУЩАЯ: Да.

ВОРОНЦОВА: Ведь почему вот эта трагедия произошла? Прежде вссего, у нас в России полностью уничтожен контроль за исполнительной властью.

А отсутствие контроля порождает безнаказанность и безответственность! В результате мы и пожинаем сейчас такие жестокие, страшные плоды. У нас падают самолеты, у нас тонут лодки, у нас заживо горят дети.

ВЕДУЩАЯ: Вы знаете, все-таки...

ВОРОНЦОВА: Контроль полный!

ВЕДУЩАЯ: Все-ттаки, я бы вступилась за учителей, потому что я думаю, что мы не вправе вот так вот, вот так судить, судить об учителях! Да, пожалуйста, что Вы хотели сказать?

РУКОВОДИТЕЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ОРДЕН МИЛОСЕРДИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ" Е.П ОПЛАВСКАЯ: Вы знаете, дело в том, что мы сейчас опять говорим о частном случае, о частных, вернее, случаях. То есть мы опять сейчас подменяем, мы путаем причину и следствие. Я хочу сказать, что мы должны понять только одно: вопросы "Что делать?" и "Кто виноват?" в России признавали всегда. Да, мы сейчас опять стоим перед этой дилеммой. Я занимаюсь проектами по решению проблем детства, и много лет возглавляла и возглавляю группу "Ребенок в беде". Мы выезжали в Буденновск. Это опять следствие. Мы занимались конфликтами, которые были и войн в Ингушетии, Осетии. Это - опять следствия. Я хочу только одно сказать. Самая главная вина в том, что наше государство не может определить приоритеты. Нельзя финансировать всe, что связано с детьми, по остаточному принципу. Понимаете, у нас дети не являются гражданами России. Вот мы сейчас в Москве проводим форум гражданский. И мы отдельно вывели программу, тему, когда дети сами попросили. Они говорят: "Мы тоже граждане". Мы финансируем детей даже не по остаточному принципу, я даже не знаю по какому. У нас трагедия в стране другая - у нас нет генофонда! У нас рушится... Нас некому кормить, у нас некому кормить пенсионеров. У нас некому воевать. У нас стоит вопрос о национальной безопасности государства. И пока наше государство, которое мы, как налогоплательщики, наняли тех чиновников, которые стоят выше учителей, которые стоят выше тех, кого сегодня приняли, которых... Почему мы сегодня судим тех людей, которые не виноваты? Пока мы не определим, что для нас главное, пока у нас не будет национальной политики - я не говорю о национальной идее, национальную идею сразу не определишь - но если мы обратим внимание на детей и семью, вот, может быть, это и будет объединяющей идеей.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо! Я еще, знаете, что хотела сказать. Вот, действительно, по остаточному принципу многие программы. Но ведь вот в последнее время в сфере образования - эксперимент за экспериментом! Эксперимент за экспериментом! Такое ощущение, что, наоборот, денег девать некуда. Я права?

ЗАМ. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ В 1992-2002 ГГ. Б.ВИНОГРАДОВ: Значит, Светлана, за два года последних количество школ, находящихся, требующих капитального ремонта, увеличилось - данные Госкомстата сегодня я посмотрел - с 7 тысяч до 23.

А всего 64 тысячи школ в стране. Значит, 23 тысячи требуют капитального ремонта. Аварийные школы - с 900 до 3 тысяч. То есть эта ситуация техногенных катастроф - она и будет дальше, если ничего не сделать. Поэтому, конечно, эта ситуация - вот кипучих реформ. Кипучих реформ. Надо, вообще, больше заниматься состоянием материально-технической базы школ и зарплатой учителя. Вот две вещи. Всe остальное... Вот это - главные реформы. Всe остальное - это уже от лукавого будет! Почему? Потому что сегодня нужно сделать, чтобы в школу пришли мужчины. В школе нет мужчин! Понимаете, вот мы говорим: "Не вывели". Мы не знаем детали. Значит, кто не вывел? А, может, там одни женщины были в школе?

ВЕДУЩАЯ: Вполне возможно!

ВИНОГРАДОВ: Может, их надо было спасать.

ВЕДУЩАЯ: Вполне возможно!

ВИНОГРАДОВ: В школе нет мужчин! Даже после войны в школу приходили мужчины! Сегодня в школе нет мужчин! А из армии увольняются ежегодно, и есть ресурс офицеров, который не пойдет в школу на ту зарплату! Так ведь? Поэтому вот обсуждается сейчас... У меня есть конкретное предложение. Обсуждается сейчас вот рента, да, природная. Мы забираем безвозвратно ресурсы. Необходимо эту ренту вложить в школы, в будущее. Хотя бы отдать детям наши долги. А потом уже... Вот это - принципиальная вещь.

ВЕДУЩАЯ: Поддерживаете предложение?

ВИНОГРАДОВ: Потом уже разбираться с чиновниками, с пожарными и так далее.

ВЕДУЩАЯ: К Вашему соседу хочу обратиться. А известно ведь, все-таки, в Якутии в школе ведь женщины, небось, в основном, были?

ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ОТ РЕСПУБЛИКИ САХА-ЯКУТИЯ В.БАСЫГЫСОВ: Да, женщины. Один директор. Один директор школы там был мужчина.

ВЕДУЩАЯ: Женщины. Вот они не вывели кого-то. Но как же?

ВОРОНЦОВА: Светлана, я тоже женщина. Я тоже женщина.

ВЕДУЩАЯ: Откуда мы знаем с вами, как бы мы себя в огне повели?

ВОРОНЦОВА: Как педагог, как директор школы говорю, что в обязательном порядке они - учителя, прежде всего. У них профессиональная должна быть...

ВЕДУЩАЯ: Я понимаю, надо учить.

ВИНОГРАДОВ: Мы в прошлом году с Михаил Ефимовичем, в позапрошлом занимались Ленском. Я тогда бы замминистра, приезжал и...

ВЕДУЩАЯ: Да, да.

ВИНОГРАДОВ: Я могу сказать одно. Я не только в Ленске, но мы много, всю Якутию тогда проработали. Там очень добросовестные люди. Учителя очень добросовестные. Люди, вообще, система образования очень хорошая. Поэтому хочу попросить, вот, не обсуждать учителей.

ВЕДУЩАЯ: Да, конечно. Конечно.

- Надо школу строить нормальную.

ВЕДУЩАЯ: Сейчас. Одну секундочку. Пожалуйста, что Вы хотели сказать?

БАСЫГЫСОВ: Ну, вот я хочу сказать, что вот хотели бы сказать, что это вот наследие последних десятилетий.

далее

 

  страницы: 1

Коалиция
"За новую российскую школу!"

Войти в коалицию!

Поиск на нашем сайте:


    
Rambler's Top100 Rambler's Top100






Высказаться!

Перейти к обсуждению и комментариям.

отправить по e-mail: версия для печати ..::

[c] Партия России
[c]
Образовательное общество

Сайт создан с использованием технологии SanitariumWebLog